Главная улица стала перекрёстком эпох

Поделиться:

Люди и события разных исторических эпох "встретились" на главной улице Ишима. Это стало возможным благодаря тому, что в её реконструкции принял участие Екатеринбургский художественный фонд – научно-производственное объединение, осуществляющее деятельность в области монументального искусства, реставрации, проектирования и исполнения объектов городской среды.
Ишим – малый город Западной Сибири с населением 65 тысяч человек, расположен на одноимённой реке – притоке Иртыша. Самый южный город Тюменской области, он находится на широте Москвы. За мягкость климата и относительно хорошие условия для земледелия Приишимье ещё в XIX веке было названо "Италией Сибири". Несмотря на скромную величину, город связан со многими историческими именами. Эта редкая для провинциального поселения особенность была сразу отмечена генеральным директором ЕХФ Сергеем Титлиновым: "Мы стараемся всячески пропагандировать историю малых городов, ведь из неё вырастает история страны. И чем больше мы знакомимся с Ишимом, тем больше поражаемся, какие имена и события с ним связаны…"
Среди этих имён и событий – девушка Прасковья Луполова, совершившая в начале XIX в. подвиг дочерней любви – путешествие к императору за помилованием для сосланного отца; родившийся под Ишимом Пётр Ершов, автор всемирно известной сказки "Конёк-Горбунок"; отбывавшие здесь ссылку декабристы Александр Одоевский и Владимир Штейнгейль; лечившийся в ишимском госпитале в Гражданскую войну будущий маршал Константин Рокоссовский; наконец, самое масштабное за годы советской власти Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года, начавшееся в Ишимском уезде… Некоторые из этих вешек истории края уже были отмечены монументами (бюст Одоевского, скульптор В.Е. Матросов, 1989; памятник Прасковье Луполовой, скульптор В.М. Клыков, 2004; памятный знак жертвам трагических событий 1921 года, скульптор Г.П. Вострецов, 2011 и др.). Но именно реконструкция "гостевой" улицы Ишима позволила воплотить в жизнь беспрецедентный для малого города арт-проект.
Улица Карла Маркса протяжённостью чуть более трёх километров связывает исторический центр города с железнодорожной станцией. В первые годы существования, с 1912-го по 1919-й, она именовалась Большая Вокзальная. Путь от города к станции на символическом уровне сознания воспринимался горожанами как связь с "большим миром", как переход во времени и пространстве. Трудно было найти лучший вариант для создания своего рода "системной информационной среды", рассказывающей средствами монументального искусства об истории края. Такой проект был реализован в 2011 году.
Начинать "чтение" этого рассказа путешественник может как от начала улицы, от бывшей Базарной площади, так и от её завершения – Привокзальной площади. Её ансамбль сформировался в 1912 году из протяжённых одноэтажных зданий вокзала и домов для служащих, оформленных в духе модерна и неоклассицизма. Реконструкция 2003 года раскрыла от переросших зелёных насаждений широкую эспланаду площади, и стало ясно, что ей необходим высотный акцент. Идея же знака, посвящённого городу Ишиму, витала в воздухе ещё с начала 1990-х. Все эти чаяния блестяще воплотились в проекте Исторической колонны (авторы С.В. Титлинов, А.Ф. Медведев), установленной на южной стороне Привокзальной площади, где она "расходится" в улицы К. Маркса и Иркутскую. "Ишимский ангел – золотой карась", – такая мысль возникает при первом взгляде на этот памятник, решённый в духе классицизма. Ассоциация с Александрийским столпом на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге подразумевалась авторами; только ишимский памятник меньше в размерах (12 метров) и венчает его чугунный щит с гербом города – золотым карасём. Колонна собрана из трёх монолитов уральского гранита. На четырёх гранях основания столпа помещены чугунные же литые доски с барельефами и значимыми датами из дореволюционной истории города: 1687 год – основана Коркина слобода как центр Ишимской оборонительной линии; 1720 год – указом Петра I образован Ишимский дистрикт (округ), учреждена Никольская ярмарка, ставшая одной из крупнейших в Российской империи; 1782 год – указом Екатерины II слобода удостоена прав и преимуществ уездного города и переименована в Ишим; 1913 год – с открытием железной дороги Тюмень – Омск станция Ишим включена в Транссибирскую магистраль, что дало мощный импульс к промышленному развитию города. Следуя далее по улице К. Маркса, мы встречаем две монументальные скульптуры из серии "Земляки". Общее авторство (А.Ф. Медведев, С.В. Титлинов, С.А. Савин) обусловило и общее художественное решение – выполненная в полный рост фигура, соразмерная прохожему, установлена на небольшом возвышении на фоне прямоугольной рамки (высотой 4,5 и 5 м), в которую "вписаны" достижения героя памятника. Необычен материал – нержавеющая сталь, довольно редко используемая для изготовления памятников. Ишимские скульптурные композиции ещё более необычны: статуи представляют собой целостные отливки, созданные без использования сварки.
Первый памятник – у гостиницы "Ишим". Он посвящён выдающемуся инженеру-конструктору Николаю Никитину. В сибирском городке прошли детские годы будущего автора Останкинской башни и других высотных сооружений. Здесь Никитины жили с 1911 по 1919 годы, здесь Николай окончил приходское училище и начал обучение в гимназии. Авторы памятника представили Н.В. Никитина в момент завершения работы над проектом знаменитой телебашни. Инженер стоит у кульмана положив руки на спинку стула и победно смотрит на силуэтный чертёж постройки, ставшей на несколько лет самой высокой в мире (540 м). Верхняя часть башни вынесена за границу доски, символизируя прорыв конструкторской мысли. Фоном для чертежа становятся реальные городские постройки – и Останкинская башня будто действительно "вырастает" из ишимского детства Никитина. На церемонии открытия С.В. Титлинов так пояснил выбор материала: "Нержавеющая сталь для середины ХХ века – это опережение времени, шаг вперёд, в эпоху хай-тека. Это и указание на стальной характер Николая Васильевича, которому возведение башни стоило многих трудов и здоровья". В то же время памятник очень человечен: у него нет по-стамента, и присесть на никитинский стул может любой прохожий. Второй памятник – у сельскохозяйственного техникума, неподалёку от городского стадиона. Монумент посвящён сильнейшему гимнасту планеты рубежа 50-х и 60-х годов ХХ века, семикратному олимпийскому чемпиону Борису Шахлину. Он родился в Ишиме в 1932 году, здесь в трудные военные годы в спортивной школе Порфирьева сделал первые шаги к блистательным вершинам спортивной славы – семикратному "золоту" на трёх Олимпийских играх в Мельбурне (1956), Риме (1960) и Токио (1964). Об этом повествует пятиметровое панно, на фоне которого изображён чемпион, только выполнивший сложное упражнение. Памятник оказался открыт незадолго до 80-летия Б.А. Шахлина. Материал, опять же, подобран весьма кстати: за особые волевые качества Бориса Анфияновича при жизни называли "Железный Шахлин".
Отметим ещё одну черту, придающую этим монументам уникальность и пробуждающую у ишимцев всех поколений особую гордость за земляков – больше в нашей стране нет памятников Никитину и Шахлину. Пройдя далее мимо бюста А.И. Одоевского, установленного у бывшей тюрьмы, мы выходим на просторную площадь, которая образовалась в самом начале улицы К. Маркса в результате её реконструкции. Здесь рядом со зданием историко-художественного музея (бывшая городская управа) поставлен памятник легендарному основателю Ишима казаку Ивану Коркину (авторы А. Медведев, Л. Пузаков, С. Титлинов). Бронзовый памятник на облицованном коричневым гранитом 3,5-метровом постаменте выполнен в классическом духе. Он отсылает нас в далёкий 1687 год, когда тобольский дворянин Пётр Онофриев, назначенный приказчиком поселений на реке Ишим, поручил 32-летнему казаку Ивану Коркину основать новую крепость, которая стала центральным укреплением Ишимской оборонительной линии – протянувшегося на сотни вёрст участка границы с Киргис-Кайсацкой ордой. Сергей Титлинов замечает: "Образ Ивана Коркина – это образ человека, который пришёл сюда с миром и добром утверждать русскую государственность". Могучая трёхметровая статуя словно делает шаг вперёд. Лик молодого казака суров и величествен: густая борода, на щеке – шрам, полученный в сражениях. Левой рукой Коркин придерживает саблю, а правой делает указующий жест: "Здесь будет город заложён…"
У ишимцев опять же есть повод для гордости: даже в первых русских городах Сибири, Тюмени и Тобольске, пока нет памятников основателям. Памятник основателю Ишима вступает в "перекличку" с расположенной в сотне метров скульптурой другого основателя – советского государства. Памятник В.И. Ленину работы скульптора Н.В. Томского (1976) замыкает собой перспективу улицы К. Маркса. За ним расположены тенистые аллеи сквера, бывшего некогда частью Базарной площади. Здесь появился памятный знак, посвящённый Отечественной войне 1812 года (авторы С. Титлинов, А. Медведев, Л. Богатова). Он установлен в память двухвекового юбилея важного в мировой и российской истории события. В Ишиме эта война ощутимо проявилась уже после её окончания, когда в городе были размещены военнопленные поляки армии Наполеона, двигавшиеся в глубь Западной Сибири. Камерная скульптурная композиция "Хлеб нашей памяти" представляет собой куб из зеленоватого гранита, на котором раскинуто бронзовое полотнище с нарезанной буханкой бородинского хлеба, – согласно легенде, он символически связан с битвой под Бородино. Подобные памятники, в которые будут заложены капсулы с землёй с Бородинского поля, должны появиться и в других городах России. По мысли авторов, они будут способствовать единству и сплочению народов страны, ведь победа в Отечественной войне – одна из ярких страниц нашей общей истории.
Скульптор Вячеслав Клыков, ставивший в 2004 году в Ишиме памятник Прасковье Луполовой, говорил: "Память, запечатлённая в бронзе, останется на века. Памятник даёт духовное имя городу. Поэтому памятники нужны, они подкрепляют нашу историческую память. Без неё народ превращается в безымянное стадо". Теперь у ишимцев появился уникальный комплекс интересных монументальных произведений, чтобы их историческая память и любовь к Родине была крепкой, на века.
Геннадий Крамор. Фото Василия Баранова.

Геннадий Крамор.