Мы уже привыкли к тому, что Россию называют большим собесом, но, что ни говори, а социальные службы работают успешно, их помощь ощутима, необходима. Из года в год разрабатываются новые формы и виды социального обслуживания отдельных категорий граждан, внедряются новые технологии. Какие? Об этом в интервью нашей газете рассказывает директор автономного учреждения "Ишимский городской центр социального обслуживания населения "Забота" А.В. Богданов.
– Андрей Витальевич, недавно на заседании коллегии вы докладывали о новшествах в социальном обслуживании населения. Расскажите, пожалуйста, подробнее о технологии "Приёмная семья для пожилого гражданина".
– Эта технология введена с первого января текущего года в связи с изменениями и дополнениями, внесёнными в постановление правительства Тюменской области № 40-п от 02.03.2006 года "О социальном обслуживании населения региона". Суть её – помочь одиноким гражданам, которые не могут самостоятельно удовлетворять свои потребности ни в стационарном учреждении, ни силами социальных работников по месту проживания, для них подходит только приёмная семья. Это по типу определения в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
– Как внедряется новая технология в Ишиме? _
– Прежде всего центр "Забота" информирует население через СМИ, чтобы выявить потенциальных исполнителей и потребителей новой услуги. Далее мы сформировали банк данных и теперь приступаем к сбору пакета документов для организации приёмной семьи. Комиссия проведёт материально-бытовое обследование жилья той и другой стороны, психолог определит психологическую совместимость исполнителя и потребителя. И только после проведения всех вышеуказанных процедур принимается решение о возможности заключения договора.
– Между кем и кем?_
– Договор трёхсторонний: центр "Забота" – исполнитель – потребитель. В нём оговорены все формы взаимодействия – права и обязанности сторон. Мы координируем эти взаимоотношения, осуществляем контроль за соблюдением условий договора, оплачиваем стоимость услуг, гарантированных государством, взимаем плату с потребителя за оказание дополнительных платных услуг. И что важно, расчёт будет производиться не между потребителем и исполнителем, а через юридическое лицо, в данном случае – через центр "Забота".
– Какова сумма денежного вознаграждения? И кто может стать исполнителем услуги "Приёмная семья…"?
– Если говорить конкретно по оплате: шесть тысяч рублей в месяц по уходу за гражданином, полностью утратившим способность к самообслуживанию, и три тысячи рублей – за частично утратившим способность к самообслуживанию. Исполнителем услуги может стать любой гражданин, имеющий достаточную жилплощадь, желание трудиться и материальную возможность для создания приёмной семьи. Дело новое, но подготовительный период этой работы начался ещё в октябре 2011 года. Мы провели мониторинг востребованности данной услуги на территории, анкетирование среди потребителей, сделали определённые выводы.
– Наверное, не так много желающих оказаться в приёмной семье в пожилом возрасте?
– Во всяком случае, из 153 человек, находящихся на социальном обслуживании по месту жительства, никто не изъявил такого желания. Практика других территорий, где уже внедрена новая технология, показала, что исполнителями услуги "Приёмная семья для пожилого гражданина" становятся социальные работники. У них есть опыт, знания, навыки по работе с данной категорией. Что касается Ишима, в банке данных появились три заявителя, желающие организовать приёмную семью и взять на социальное обслуживание пожилого одинокого гражданина. Теперь с ними работают наши специалисты.
– Думаю, что люди, которые получают социальные услуги по месту проживания, своим отказом от новой технологии дали хорошую оценку вашим сотрудникам. Ведь, если бы им плохо жилось, они бы двумя руками проголосовали "за".
– Да, я тоже не считаю минусом, что эти 153 человека не хотят идти в приёмные семьи. На данный момент наши социальные работники стали как родные для потребителей услуг. Им доверяют ключи от квартир, их с нетерпением ждут, чтобы поделиться новостями, поговорить на житейские темы. Одиноким людям общение просто необходимо. Знаете, большинство представителей старшего поколения считают, что "Забота" – учреждение государственное, и доверяют только нам. По большому счёту так оно и есть (автономное, или муниципальное, оно действительно оказывает гарантированные государством социальные услуги населению).
Приживётся ли в городе новая технология? Ответ даст мониторинг результатов реализации данной технологии, который будет проведён через определённый период специалистами центра "Забота". А пока мы можем пожелать одиноким пожилым ишимцам, чтобы не прошли мимо них социальные услуги, и чтобы оказывали их добрые люди.
Потерять, но не потеряться
Никто не знает, какой сюрприз преподнесёт судьба завтра или через год. Живёт человек, строит планы на будущее, стремится реализовать свой потенциал с пользой для себя, семьи, общества. И вдруг… остаётся без средств к существованию, а иногда и без жилья. Среди временно проживающих в Ишимском отделении реабилитации лиц бомж и освободившихся из учреждений УФСИН бывали люди с высшим и даже с двумя высшими образованиями. Был здесь и художник, и резчик по дереву, и специалисты других профессий. Многие имели в своё время семьи и достаток, а оказавшись здесь, рассчитывают на приют, питание и восстановление утерянных документов. Это минимум, который могут обеспечить попавшему в беду человеку. О работе данной социальной службы рассказывает заведующий отделением В.Н. Потенихин.
– Валерий Николаевич, в течение какого времени находятся здесь люди, и что вы успеваете для них сделать?
– Максимум – до восстановления документов. А в основном – три месяца. За это время они адаптируются на месте, находят работу, поправляют здоровье, если есть в этом необходимость. А мы связываемся с их родственниками, оформляем пакет документов, необходимый для жизнедеятельности: медицинский полис, паспорт, пенсионное удостоверение… Был случай, когда мужчина прожил у нас полтора года, пока у него решался вопрос с гражданством.
– На сколько мест рассчитано отделение, и есть ли перспектива его расширения?
– Муниципальное задание – на 40 мест, но разговор об увеличении ведётся. Народ к нам едет из Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Кургана. А транзитом – со всей России: приходят, просят справку на проезд в электричке, ночуют, кушают, приводят себя в порядок, получают паёк – и дальше в путь. О нашем отделении узнали повсюду через полгода работы. За весь период, начиная с апреля 2009 года, к нам обратилось около двух тысяч человек, в том числе и за консультацией, и за справкой на проезд в электричке, и за реабилитацией.
– Много у вас проблем: всех надо накормить три раза в день, организовать суточное дежурство. Справляетесь?
– Справляемся, но работа действительно напряжённая. Проживающие меняются: одних провожаем, других встречаем – и всё по кругу. Зато команда сформировалась сильная, никто на усталость не жалуется и на часы не смотрит: "Когда же рабочий день закончится?". Все понимают общую ответственность.
– Были случаи, когда кто-то из подопечных ушёл и не вернулся?
– Бывало, что пожил и ушёл, у нас же строго с дисциплиной, не каждому это нравится. Раз заметили его в состоянии опьянения – предупредили, второй раз – предупредили, а потом принимаем решение. По Положению 50 процентов от общего числа обратившихся в наше учреждение должны получить реабилитацию, у нас эта цифра гораздо выше. Но есть категория граждан, которым ничего не надо: только полис получат – и сразу уходят из отделения, привыкли бродяжничать и жить сами по себе.
– Вы не прослеживаете дальнейшую судьбу тех, кто прошёл у вас реабилитацию?
– За тех, кого мы определили в дома-интернаты, душа спокойна: ухожены, сыты, вниманием и заботой не обделены. Те, кто разъехались по другим регионам, или остались в Тюменской области, тоже не пропадут, так как имеют на руках необходимые документы. Они, как правило, устраиваются на работу, создают семьи, начинают жизнь с чистого листа. У нас тут прямо в отделении создалась пара, которая зарегистрировала свои отношения и уехала в сельскую местность к родственникам. А некоторые подопечные по второму разу попадают к нам, умудрившись потерять весь пакет документов, с таким трудом восстановленный нашими специалистами.
– И вы снова с ними работаете?
– Если не мы, то кто же? Наше отделение образовано на базе автономного учреждения "Ишимский городской центр социального обслуживания населения "Забота". Как видите, название обязывает заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Социальных учреждений, подобных созданному в нашем городе, – единицы. Больше практикуются ночлежки, где люди без определённого места жительства проходят санитарную обработку, получают медицинскую помощь, паёк, ночлег, а утром уходят. Ишим продвинулся на шаг вперёд в плане защиты бездомных граждан.
Мы поговорили с людьми, проживающими на тот момент в отделении реабилитации, спросили, в чём они нуждаются. Сказали, что не откажутся от любой помощи. Особенно скучно без книг. Те, что имеются в наличии, все прочитаны – новые брать не на что. Мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой. Если в вашем доме найдутся не востребованные вещи, старые прочитанные книги, лишняя посуда, позвоните, пожалуйста, по телефону 2-33-99 и предложите благотворительную помощь.
Светлана Нечаева