Ишим – город небольшой и провинциальный, но в его истории отразились все этапы "большой" истории страны. То же можно сказать и об архитектуре. На улицах и площадях мы видим памятники всех стилей, сменявших друг друга с конца XVIII века и до наших дней. Памятники эти и типичны, и своеобразны. Они о многом могут рассказать внимательному слушателю. Давайте попробуем вслушаться в их повествование, пока ещё живы эти рассказчики.
Начнём со стиля конструктивизм. Его название происходит от латинского "constructio" – построение. Этот стиль родился на заре Советского государства и, кажется, по-детски наивен и прост. Однако простота эта не проста. Конструктивизм родился из пафоса отрицания "старого мира" и тезиса "искусство для искусства", но в то же время органично продолжил эстетические искания предшествующей эпохи модерна. Искусство стремилось быть практичным, вдохновляясь функциональностью промышленного производства; стремилось раскрыть новые возможности традиционных материалов и технологий и пропагандировало новые. Конструктивисты заменили декор лаконизмом и целесообразностью архитектурных форм. Выразительность построек достигалась компоновкой объёмов, ритмом оконных и дверных проёмов. Со стороны конструктивистское здание кажется сложенным из гигантских кубов, параллелепипедов, цилиндров, конусов.
Век нового стиля оказался недолог. Авангардистские лозунги первых лет советской власти начали сменяться имперскими амбициями. Сталину как главе страны победившего социализма был нужен иной пафос – утверждающий. Проглавенствовав около десяти лет, конструктивизм был вынужден сдать позиции неотрадиционализму (иначе: пролетарский классицизм, сталинский ампир), который господствовал три десятилетия. Во второй половине 1950-х, после хрущёвского постановления об "архитектурных излишествах", пришла пора переосмысления наследия конструктивизма.
В Ишиме ввиду малого объёма капитального строительства в послереволюционные годы насчитывается лишь несколько построек в этом стиле, но все они значимы в истории города и памяти горожан.
**Кинотеатр имени Блюхера**
Безусловно, это здание (ул. Ленина, 60) – самый яркий образец конструктивизма в Ишиме. Поставленный в 1930 году на возвышенности, эффектно акцентирующий перекрёсток улиц имени Ленина и Маркса, своей громадой новый городской кинотеатр заместил градостроительную доминанту Троицкой церкви, которая оказалась "задвинута" во двор памятника новой эпохи.
Восемьдесят лет его зал был самым вместительным в Ишиме (после реконструкции 1958 года – до 600 человек).
До сентября 1938 г. кинотеатр носил имя В.К. Блюхера; после того как комдив был репрессирован, десять лет оставался безымянным; в октябре 1948 г. по инициативе вожака ишимских комсомольцев В.А. Морева присвоено имя 30-летия ВЛКСМ. После устройства в начале 2000-х гг. сцены он получил название "киноконцертный (концертный) зал (ККЗ)".
Нам пока не известно, кто разработал проект кинотеатра. Уверенно можно сказать, что он получен из Свердловска, центра Уральской области (Ишим входил в неё с 1923 по 1933 год), который переживал грандиозный строительный бум, связанный с превращением бывшего уездного города в центр индустрии. И поныне Екатеринбург славится комплексами конструктивистской застройки. "Брызги" этой волны индустриализации долетели и в наш город. На открытке тех лет с видом "нового кино" подпись: "На стройке 2-й угольно-металлургической базы Урало-Кузбасса".
В Екатеринбурге можно найти "младшего брата" нашего ККЗ. Это кинотеатр "Сталь" на улице Халтурина в районе Верх-Исетского завода. Он также построен "взамен" культового здания из кирпича разобранной Никольской церкви. Впрочем, наш кинотеатр смотрится выразительнее свердловского, построенного на несколько лет позднее.
Кинотеатр им. Блюхера – хрестоматийный образец конструктивизма. Здесь ярко выражена такая особенность стиля, как синтез разновеликих и функционально обособленных элементов, образующих единый объём здания. При взгляде на него легко представить внутреннюю структуру кинотеатра. Вертикально поставленным полуцилиндром обозначены марши лестницы. Угловой куб показывает, где расположены входные группы и вспомогательные помещения. В восточной половине здания доминирует параллелепипед зрительного зала. К нему пристроено помещение кинобудки (изначально кино проецировалось на северную стену зала) с внешней лестницей. В общем композиция здания асимметрична – в этом видится наследие стиля модерн.
Гармоничность архитектурных форм кинотеатра и некоторые стилевые черты позволяют сделать заманчивое предположение, что его автор – архитектор Яков Абрамович Корнфельд, спроектировавший множество зрелищных учреждений, среди которых ДК им. Горбунова в Москве и Клуб строителей в Свердловске.
Дом обороны
Сходно кинотеатру по времени постройки и стилистике здание Дома обороны (ул. К. Маркса, 36). Оно начато строительством 1 мая 1931 г. (с привлечением средств ОСОАВИАХИМ) и открыто 23 февраля 1932 г. С 1947 года в нём располагается городской Дом культуры.
Конструктивизм здесь легко узнаваем по геометрической композиции со знакомым (по зданию ККЗ) полукруглым ризалитом – выступом, за которым скрывается двухмаршевая лестница. Он расположен по центру северного фасада, но асимметрия прослеживается в решении восточной и западной половин здания – первая, с объёмом зрительного зала, смещена назад, во второй устроен главный вход и помещения для занятий.
К сожалению, Дом культуры утратил ряд характерных особенностей после ряда перестроек и перелицовок фасада, имевших задачей "облагородить" производственный облик заведения культуры. Интересно, что в интерьерах таких зданий конструктивизм неожиданно сдавал свои позиции: рано или поздно они оформлялись в торжественно-классическом стиле.
Клуб имени Ильича
Полное название – железнодорожный рабочий клуб имени Ильича станции Ишим. С 1997 г. и до закрытия в 2006 г. – Дом культуры железнодорожников (ДКЖ).
Здание клуба построено в 1927 году на территории станционного парка, созданного в берёзовой роще. Это было первое в Ишиме крупное сооружение нового культурно-общественного назначения. На него было затрачено более 100 тысяч рублей. Рабочий клуб существовал на станции с её открытия в 1912–1913 годах, он находился восточнее нового здания (впоследствии его занимали образовательные учреждения, в конце 1950-х гг. при расширении парка снесён).
Основной объём здания клуба возведён из дерева в духе конструктивизма, однако сама фактура материала напоминает нам постройки в духе позднего модерна (пример такого здания – тубдиспансер на ул. Врачей Калининых, 2). Бревенчатые стены смягчают индустриальный стиль, делают его теплее и человечнее, придавая зданию клуба уютность. К сожалению, в 1960-х годах оно было обшито доской-вагонкой.
Здание имеет характерную для конструктивизма развитую асим-метричную структуру, образованную разновысотными объёмами главных помещений – вестибюля и зрительного зала и примыкающих к ним служебных. Лишь пристрой для кинобудки выполнен из кирпича; после ряда реконструкций появились дополнительные пристрои с северной и западной сторон, не исказившие выразительности основного объёма. Особенно эффектно здание выглядело в первые три десятилетия, когда было открыто для обзора с южной стороны, с клиновидной площади между осями улиц К. Маркса и Иркутской, переходящей в Малую Садовую. Эта площадь в 1959 году была присоединена к парку.
В полную противоположность скупому оформлению фасадов – даже крупные окна имели решётчатую расстекловку, подобно заводским цехам – интерьеры клуба решены в парадном классицистическом духе. Два ряда колонн, стилизованных под коринфский ордер, поддерживают потолок с широким лепным плафоном, орнаментированным меандром и звёздами. Столь же торжественно оформлены потолок и стены зрительного зала на 500 мест – на протяжении восьми десятков лет это был крупнейший театральный зал в Ишиме. Построенное из отборного соснового леса на фундаменте из "дикого" камня, регулярно ремонтируемое, здание ДКЖ прекрасно сохранилось до наших дней.
На станции в те же годы было построено ещё несколько деревянных зданий в модерново-конструктивистском духе. Это здания универмага ОРСа (ул. К. Маркса, 75; снесён в 2010 г.), школы № 32 (впоследствии – санэпидстанция; ул. Малая Садовая, 213), комплекс двухэтажных жилых домов (ул. Красина, 36, 40, 42, 44, 46, 50, 52).
Дом "Цекабанк"
Этот первый каменный трёхэтажный жилой дом в Ишиме (пл. Привокзальная, 13) давно стал легендой. Странное прозвище "Цекабанк" имеет несколько вариантов произношения и трактовок. Наиболее убедительна версия о том, что здание строилось на ссуду Всесоюзного коммунального банка (Всекобанка) для рабочих и служащих станции.
Построенное в 1926–1927 гг., оно отражает конструктивистские эксперименты над типом жилья новой эпохи. Продолговатый кирпичный оштукатуренный корпус включает три жилые секции с лестничными блоками. Они образуют на западном фасаде чёткие прямоугольные выступы (подобно был решён западный фасад ГДК), соединённые балконами, которые поддерживаются железобетонными опорами. Гладкие стены членятся крупными окнами. Угловая северо-восточная часть здания срезана и выдаётся узким ризалитом вперёд.
Глухой южный фасад свидетельствует о незавершённости строительства здания. Характер его расположения позволяет предположить, что планировался Г-образный корпус с архитектурным акцентом на юго-западном углу, который стал бы яркой градостроительной доминантой, замыкающей улицу К. Маркса. Увы, планы эти не сбылись. Как мог выглядеть такой корпус, можно судить по аналогичному дому-кварталу на Привокзальной площади в Омске (ст. Ишим до 1960 г. находилась в ведении Омской ж.д.).
Памятники эпохи конструктивизма в Ишиме немногочисленны, индивидуальны, а потому особенно уникальны. Скупым оформлением фасадов они непривычны для нашего взгляда, но у истории архитектуры свои критерии оценки. Советский конструктивизм очень ценится знатоками зодчества во всём мире, и нам негоже отказываться от этого драгоценного наследия ушедшей эпохи.
Приказом ГУК "Инспекция по охране и использованию памятников истории и культуры" № 3 от 29.01.2002 г. здания ККЗ, ГДК и ДКЖ признаны выявленными объектами культурного наследия (ОКН) и подлежат государственной охране; их реконструкция или снос без санкции соответствующего органа запрещены и квалифицируются как преступное деяние. Здание "Цекабанка" рекомендовано к постановке на учёт согласно решению Научно-методического совета по сохранению ОКН Тюменской области от 10.10.2006 г.
2012 год – юбилейный для трёх памятников ишимского конструктивизма. "Цекабанку" и ДКЖ исполняется 85 лет. А здание ГДК на днях отметило 80-летие со дня своего открытия.
Геннадий Крамор.
Фотографии из фондов ИИХМ
и из архива Н.П. Хрулёва.
Геннадий Крамор.