Ишимский механический завод 16 декабря отметит юбилей – 70 лет со дня образования. Сегодня ИМЗ – стабильно развивающееся предприятие, его продукция востребована не только в нашей стране, но и за рубежом.
История Ишимского механического завода началась в 1941 году, когда Народным комиссариатом путей сообщения СССР был издан приказ "Об организации на ст. Ишим Омской железной дороги Ишимского механического завода по выпуску запасных частей".
В начале 1942 года на ст. Ишим прибыли эвакуированные со ст. Безымянка Куйбышевской железной дороги для организации на базе паровозного депо механических мастерских. В апреле предприятие выпустило свою первую продукцию – крепёжные детали и запасные части для конденсационных паровозов "СОк". В 1950 году построен литейный цех и проведена первая плавка чугуна и бронзы.
На смену "СОк" пришли локомотивы. Завод освоил выпуск запчастей и к ним.
Новый виток в развитии предприятия приходится на 1960‑е годы, когда началось освоение и серийный выпуск радиаторов и тяговых шестерён.
Перестройка и 90‑е годы завод "подкосили". Чтобы выжить, ИМЗ стал выпускать товары народного потребления. Эта мера была вынужденной и помогла сохранить рабочие кадры, инженерный потенциал. Только к 2000 году ситуация начала выравниваться. Первого октября 2003 завод становится филиалом ОАО "РЖД", это дало дополнительный толчок к его развитию. 26 сентября 2008 года на базе ИМЗ – филиала ОАО "РЖД" создано дочернее общество РЖД – ОАО "Ишимский механический завод".
–Хозяйственную деятельность в новом статусе предприятие начало 1 января 2009 года, в разгар мирового финансового кризиса, – рассказывает генеральный директор ОАО "Ишимский механический завод" Евгений Федоренко, – объёмы производства снизились на 45 %. Приходилось идти на непопулярные меры: семичасовой рабочий день, четырёхдневку и т.д. Но благодаря грамотному менеджменту предприятия, подписанию крупного контракта на поставку секций радиаторов в Узбекистан акционерное общество не допустило убытков и удержалось на плаву. Чистая прибыль завода составила всего 16 тыс. рублей. В 2010 году данный показатель увеличился до 6 078 тыс. рублей, а за девять месяцев 2011 года чистая прибыль составила уже 24 054 тыс. рублей.
–В текущем году планируем выйти на докризисные объёмы, – продолжает вводить в курс дела Евгений Александрович. – Для этого имеются все предпосылки. В 2011 году мы модернизировали серийно выпускаемые секции радиаторов, что позволило существенно снизить себестоимость данного вида продукции. Провели прочностные и эксплуатационные испытания, получили разрешение на серийный выпуск.
Также провели прочностные испытания совместной инновационной разработки ОАО "ИМЗ" и ОАО "ВНИИЖТ"– блочного осушаемого радиатора ВВР. Предстоят его эксплуатационные испытания. Производство данных радиаторов– одно из перспективных направлений в деятельности завода.
Основная продукция завода – секции радиаторов – сертифицирована и имеет сертификат соответствия Регистра сертификации на железнодорожном транспорте, в юбилейный год сертифицирована система менеджмента качества. География поставок продукции ОАО "ИМЗ" обширна. Это железные дороги холдинга ОАО "РЖД", локомотиворемонтные и локомотивостроительные предприятия России (ОАО "Желдорреммаш", ОАО "Трансмашхолдинг", ОАО "Синара-Транспортные машины"), ГОКи и металлургические предприятия, имеющие собственный тяговый подвижной состав. Продукция общества поставляется на железные дороги и предприятия Украины, Казахстана, Монголии, Латвии и других стран.
Менеджеры Ишимского механического завода на месте не сидят – постоянно ищут новые пути сотрудничества. В прошлом году при помощи Европейского Информационного Корреспондентского Центра в Тюменской области предприятию удалось найти новых партнёров.
–Наши специалисты обзвонили всех предложенных ЕИКЦ контрагентов, – рассказывает Е.А. Федоренко, – в результате заключены договоры на поставку насосов в ЗАО "Ростехснаб" (г. Брянск) и радиаторов в ООО "Торговый дом "Маневровые тепловозы" (г. Брянск), "Новолипецкий металлургический комбинат" (г. Липецк). Сотрудничество с ЕИКЦ будет продолжено и дальше: надо активнее выходить на рынки дальнего зарубежья.
Гордость завода – один из лучших по югу Тюменской области коллективный договор. На социальную поддержку работников и пенсионеров в 2011 году заложено 14 млн. рублей. Всего на ИМЗ трудится 266 человек. Средняя зарплата составляет 28 147 рублей.
Сейчас на предприятии идёт подготовка к юбилею. В торжественной обстановке будут отмечены лучшие работники ИМЗ, ветераны производства – все те, кто внёс вклад в развитие Ишимского механического завода.
Ирина Коршукова.
**Как "рождается" радиатор**
Ишимский механический завод – единственный в России выпускает секции радиаторов для тепловозов всех серий. Мы посетили завод и вместе с основным изделием прошли путь от начала изготовления радиатора до выхода готовой к поставке потребителю продукции.
Участок по окраске секций
после сборки является последним звеном в цепочке, но здесь и старт. Потому что без комплектующих, которые изготавливаются на данном участке, не может начаться процесс сборки. Мы видим, как раскраивается материал для изготовления коробки коллектора и приёмника коллектора, как штампуется коробка, затем окно в ней, и всё это поставляется на сварочный пост, где приваривают приёмник и испытывают прочность сварочного шва. Далее следует фрезеровка торцов, сверление отверстий и – на сборку.
Сборка секций радиатора
Здесь трудятся только девушки. За каждой из них закреплено по два-три станка, и они успешно справляются с заданием, собирая секцию радиатора в жёсткую конструкцию. Просто диву даёшься, как у них всё ловко получается, даже не верится, что работают эти хрупкие создания с тяжёлым металлом, и ещё успевают переброситься шутками. Бригадир Марина Манцурова сплотила дружный, работоспособный коллектив, который выполняет и перевыполняет план.
Газовая сварка
Чисто мужская работа – пайка трубной коробки, приварка коллектора. Наблюдаешь за этой работой и кажется, что можно легко и просто управлять огнём. Ребята на своих рабочих местах профессионально паяли и варили металлические изделия, чтобы потом в обновлённом виде передать их на следующую операцию.
Лудильное отделение
Чтобы защитить продукцию от коррозии, её лудят. Сразу вдруг вспомнился эпизод из старого фильма: идёт по улице человек в фартуке с набором каких-то непонятных инструментов и кричит: "Лудить. Паять". А мы сидим в зрительном зале и не можем себе представить, что же он будет делать
Теперь своими глазами увидела, как видоизменяется металл в лудильном отделении: он покрывается серебристо-белым налётом для защиты от коррозии.
Контроль
Здесь изделие проходит испытание на герметичность. Для этого его опускают в ёмкость с водой, и контролёр пристально наблюдает за процессом. Если брака в работе нет, то секции радиатора укладывают ровными рядами на погрузчик и отправляют к финишу.
Покраска
Вес одной секции – 40 килограммов, но с ними работают натренированные парни, в руках которых изделия кажутся невесомыми. Сказывается каждодневная практика. Ведь за смену выпускается до двухсот и более секций радиатора. Красят их сухой эмалью и погружают в установку под высокую температуру. Последний штих – маркировка, и продукция готова.
Светлана НЕчаева.
Фото Василия Баранова.
Ирина Коршукова и Светлана Нечаева