В семье Горбачёвых из села Десятово я была в прошлом году. Супруги живут своим хозяйством, содержат большое поголовье коров, молодняка. Алёна Михайловна, помимо работы на личном подворье, устроилась техником по воспроизводству стада из ЛПХ. Владимир Анатольевич на своей мини-ферме и скотник, и слесарь, и механизатор – в общем, выполняет всю тяжёлую мужскую работу. Первые помощники папе и маме – дети. Правда, сейчас дочка уехала учиться в ТГУ на биоэколога. Теперь сын "отдувается" за двоих. Но парень не ропщет, понимает, что родителям нужна поддержка, что одним им сложно справляться со всей живностью.
– Что нового? – задаю при встрече Горбачёвым традиционный вопрос.
– Вот новый трактор МТЗ-82 купили, оформляем документы, чтобы получить за его приобретение субсидию в размере 30 %, – рассказывает Алёна Михайловна, – увеличили поголовье коров, теперь их у нас уже восемнадцать. После отёла введём в основное стадо ещё семь ремонтных тёлок, так что на следующий год у нас будет больше двадцати бурёнок.
– Может, вам по областной программе попробовать построить мини-ферму? – интересуюсь планами семьи.
– Пока мы не готовы, финансово не потянем: надо за технику рассчитаться, дочке на жизнь в городе дать, ремонт в доме закончить, а в перспективе – почему бы и нет, – рассуждают супруги.
– Не было желания бросить хозяйство, устроиться на какое-нибудь предприятие, ведь так проще – отработал день и свободен?
– Нет, конечно, мы же по происхождению, по образу жизни, мышлению – крестьяне. Жить в деревне и не держать корову – у нас не принято. К тому же в селе таких денег, какие даёт ведение ЛПХ, просто не заработать. Только от реализации молока получаем в месяц по 78 тыс. рублей. В день сдаём по 256 кг молока с содержанием жира 3,9 %. Да плюс продаём мясо.
– Куда идут в первую очередь вырученные средства?
– Покупаем ветпрепараты, премиксы, строим, ремонтируем помещения для скота, каждый год по осени берём телят. Вот и нынче хотим взять семь-восемь голов в АФ "Колос". Постепенно благоустраиваем свой дом, вставили пластиковые окна, пробурили скважину, теперь скот поить стало легче, не надо за водой ходить за несколько сотен метров.
– Корма покупаете или сами припасаете?
– У нас 20 га сенокосов, 60 га посевов овса и зерносмеси с горохом. Посадили нынче и 2 га кормовой свёклы, бурёнки её едят охотно. Благодаря поддержке департамента АПК только за полгода получили 19 центнеров дроблёнки. В общем, проблем с кормами не знаем. Владимир с сыном сами и сено косят, и зерно обмолачивают. Благо, что вся необходимая техника у нас имеется.
– Вот вы заговорили про технику, а коров доите вручную?
– Нет, у нас два доильных аппарата, – делится Алёна Михайловна, – один заводской, а второй муж сам собрал из подручного материала. Он у меня настоящий умелец, только благодаря его золотым рукам все машины исправны. Если раньше я коров доила утром и вечером по три часа, то сейчас управляемся за полтора. Про таких людей, как Горбачёвы, говорят: настоящие хозяева. Всё у них в ЛПХ по уму, сделано как надо. Вот и коров последние четыре года Алёна Михайловна осеменяет только искусственно, понимает, что большого молока от беспородных бурёнок не получить. Постепенно претворяя в жизнь свои планы, супруги в должники банков не лезут, рассчитывают на себя, на свои финансовые возможности. Они уверены, что крестьянская мудрость их не подведёт.
Ирина Коршукова.