08 августа 2011, 16:16 бизнес

Особенности сельской торговли

Поделиться:

В девяностые годы в постсоветской России зародился новый класс – предприниматели, или, как их называли в то время, челноки. Оставшись без работы, многие жители города и деревни, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начали торговать кто вещами, кто продуктами, кто бытовой химией, парфюмерией. По стране колесили тысячи торговцев, возивших из одного города в другой пользующиеся спросом товары. Некоторые умудрялись мотаться даже за рубеж. Надо отдать должное этим людям, ведь именно благодаря их предприимчивости мы, обыкновенные покупатели, были одеты и накормлены.

Лариса Чикишева занялась бизнесом как раз в это время. В 1986 году она окончила Тюменский кооперативный техникум и по распределению попала в Жиляковское потребительское общество. Пять лет проработала ревизором: ездила с проверками по деревням и сёлам Дымковского, Равнецкого, Боровского сельских поселений. За годы работы в потребкооперации она изучила все тонкости торговой сферы, получила хороший опыт.
После декретного отпуска Лариса решила перейти на работу в ведомственный магазин Ишимского ЛПУ МГ, но через какое-то время в Газпроме началась реорганизация, и её сократили. Пришлось думать, чем заниматься дальше. Первое, что пришло на ум,– открыть на центральном рынке точку по продаже бытовой химии, парфюмерии. Контейнер стал приносить прибыль. Одна за одной у Л.В. Чикишевой появилось ещё несколько точек по реализации промышленной группы товаров.
Однажды Лариса встретила давнюю знакомую Т.В. Гультяеву из Ершово. С ней когда-то она работала в потребительском обществе. Разговорившись, Татьяна подала идею открыть в селе магазин, пообещав при этом, что сама станет трудиться продавцом. "В деревне самое главное – кадры, – говорит Лариса Викторовна. – Найти ответственного, порядочного, знающего своё дело человека очень сложно. Поэтому после недолгих раздумий я согласилась с предложением и купила в Ершово магазин".
Поначалу это был маленький деревянный домик, где едва помещались витрины и торговое оборудование. Тесно было и продавцам, и покупателям. Поэтому, взяв кредит в банке, а потом ещё целевой заём в Фонде поддержки предпринимательства Тюменской области, предприниматель построила новое помещение.
Сейчас в магазин смешанных товаров "Иринка" приятно зайти: чисто, светло, а большая площадь позволяет сделать хорошую выкладку товаров.
Если в городе ИП Чикишева занималась только промышленной группой товаров, то в село ей пришлось возить ещё и продукты. "Надоело каждый раз дёргать мужа, просить, чтобы помог развезти товар, отвлекать его от основной работы, – вспоминает Лариса Викторовна, – научилась сама управлять автомобилем".
Все продукты первой необходимости в магазине ИП Чикишевой местного производства, с минимальной торговой надбавкой. Лариса Викторовна старается и на промышленные товары цены делать приемлемыми, постоянно устраивает распродажи.
–Городские и сельские покупатели немного разные, – делится своими наблюдениями Лариса Викторовна. – Горожане забегают в магазин, быстро забирают покупку и уходят. Бывает, что этих людей больше и не встретишь. А селяне– клиенты постоянные, они любят выбирать товары подолгу, для них поход в магазин – это повод пообщаться. Поэтому и отношение к ним особое, более внимательное, трепетное.
В Ершово ИП Чикишева работает по заявкам: что необходимо людям, то и привозит. Селяне то краску попросят, то калоши, кастрюли какие-нибудь, а то и стройматериалы. Все заказы старается выполнить Лариса Владимировна. Вот скоро 1 сентября, а значит, надо собирать детей в школу. В магазин уже завезли новые канцелярские товары, портфели, одежду для учеников.
–Многие считают, что предприниматели, особенно занятые в торговле, получают быструю и лёгкую прибыль, – рассуждает Л.В. Чикишева, – но это не так. Чтобы заработать себе на кусок хлеба, нам приходится изрядно потрудиться. Торговля требует к себе постоянного внимания. Целый день мотаешься по точкам, а вечером садишься за компьютер, делаешь заявки, заключаешь по Интернету договоры. Выходных, праздников, отпусков для нас не существует: занялся бизнесом– забудь про отдых. Такова цена нашей самостоятельности.
Предприниматели обеспечивают работой не только себя, но и других людей. К примеру, у Чикишевой трудится восемь человек, и за каждого она чувствует ответственность.
Лариса Викторовна надёжно закрепилась в бизнесе, со знанием дела ведёт коммерческую деятельность, расширяет ассортимент продукции в торговых точках. Она не потерялась в этой жизни, а закалка, полученная в 90‑е годы, помогает справиться с любыми трудностями.
Ирина Коршукова.
Фото автор