05 апреля 2010, 14:08 соцсфера

Детство за колючей проволокой

Поделиться:

"Не дай Бог!" – пронеслось в голове, когда перед моими глазами возник фасад детской воспитательной колонии, что в посёлке Винзили Тюменского района. Кручёные облака колючей проволоки на поверхности всех ограждений, люди в форме, подростки…в спецовках, с нашитыми номерами отрядов, обозначенными "ФИО", в кирзовых сапогах, с лысыми головами…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
– И что, эти подростки меняются в лучшую сторону? – спросила я заместителя начальника колонии по оперативной работе и режиму, когда он сопровождал нас по учреждению, показывая учебные классы.
– Конечно, – кивнул Гейс Ханларович Гулиев, – если они этого хотят и им вовремя помогают. Самое главное, что требуется от нас, – это приучить ребёнка к системе, а также предоставить возможность окончить школу. Признаюсь, труд не из лёгких. Я отработал десять лет во взрослой колонии и два года здесь – мне есть с чем сравнить. Со взрослыми проще в том плане, что их мир ценностей уже сформирован. У детей нет ощущения рамок, за которые нельзя выходить. И вот те юные нарушители, кто со временем понимают истину о правилах и нормах поведения, получают путёвку в жизнь.
– У всех есть шанс, – дополняет Сергей Александрович Кузнечевских, заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. – Наша задача – найти индивидульный подход. У нас работают психологи, медики, преподаётся трудовое обучение, есть комната психологической разгрузки, которая никогда не пустует. Но и у подростка должно быть желание исправиться.

ЗНАКОМСТВО
С ишимской территории на сегодняшний день в колонии перевоспитывается пять человек. Четырёх из них мы с ответственным секретарём комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Ишима Лилией Прокопьевой и тремя родительницами недавно навестили. Пока проходили весьма сложную пропускную систему, пообщалась с мамами. Все, как одна, уверены, что их мальчиков сбили с пути истинного нехорошие дружки, что они попали под их дурное влияние. Вполне возможно, бывают такие случаи. Однако работники колонии объяснили, что мальчики находятся здесь не случайно. У каждого за плечами несколько предупреждений, кое у кого – условный срок. А попали они за колючую проволоку, забив насмерть молодого мужчину. Просто так. Трезвые. Закурить не дал.
– Дети зачастую действуют, веря в безнаказанность, – комментирует Лилия Александровна. – Полагают, что уголовная ответственность наступает только при совершеннолетии. Они уверены, что за их проступки будут отвечать воспитатели, учителя, психологи, родители – кто угодно, но только не они сами. И очень сильно заблуждаются. Уголовная ответственность начинается с 14 лет (особо тяжкие преступления), с 15 лет – гражданская ответственность, а с 16 лет человек несёт административную ответственность. Оказавшись на скамье подсудимых, с застёгнутыми на запястьях наручниками, они вдруг теряются: как же так, ведь я маленький, я не могу отвечать за то, что натворил… Увы, в такой ситуации разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо, уже поздно, они – преступники. Жаль, что усилия многих людей: родителей, учителей, наших специалистов – оказываются напрасными. Мы действуем, мы работаем, не выпускаем проблемных детей из поля зрения, стараемся довести до них всю информацию об их правах и обязанностях, а они считают, что это всё несерьёзно. А в итоге?!
Лилия Прокопьева поведала об одном случае из своей практики. Трудный подросток, попавшийся на воровстве, вымогательстве, разбое, избиении, полагал, что ему всё сойдёт с рук, даже такие тяжкие преступления. Приговор суда – 4 года 3 месяца – и помещение его в сизо Заводоуковска парень воспринял как … розыгрыш. Мол, взрослые всё специально устроили, чтобы его напугать. И только когда оказался в Винзилях, прожил там несколько месяцев, понял: в жизни всё гораздо серьёзнее и за свои поступки человек должен отвечать сам.

СПРАВКА
_Винзилинская воспитательная колония – единственное учреждение подобного типа на территории Тюменской области. Здесь отбывают наказание 125 подростков: 50% "местного населения" – представители ХМАО и ЯНАО, остальные – с юга нашего региона. Возраст находящихся здесь – от 14 до 18 лет. Главная обязанность заключённых – соблюдение дисциплины и учёба. Существует система дисциплинарных взысканий: несколько выговоров – заключение в шизо до семи суток. Получение трудовых специальностей – по желанию. _

ПОМОЩЬ
Во-первых, хочется отметить работу комиссии по делам несовершеннолетних, сотрудники которой ежедневно осуществляют различный контроль 153 детей так называемой категории КДН (в их числе 12 отбывающих наказание без изоляции от общества и семей). Более того, с 2006 года по инициативе ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Ишима Лилии Прокопьевой и директора реабилитационного центра "Согласие" Ирины Макаровой запущен в жизнь проект по работе с подростками, их семьями как в период отбывания наказания, так и после него. Сейчас, согласно указу губернатора, это практикуется на всех территориях Тюменской области. Ишим был первым муниципальным образованием, внедрившим у себя такую систему. Включает она, в первую очередь, образование. Трудным подросткам всегда идут навстречу: различными способами помогают окончить одиннадцатилетку. Именно в школах учителя осуществляют кураторство и наставничество над проблемными детьми. Во-вторых, трудоустройство: здесь на помощь приходят Центр занятости населения и молодёжная биржа труда. И, в-третьих, реабилитацию подростка по возвращении проводят специалисты центров "Забота", "Согласие" и по профилактике наркомании.
– Из 28 отбывающих наказание подростков шесть человек пришли как условно-досрочно освобождённые, – рассказывает моя собеседница, – за три года из колонии вернулись 14 человек, только двое попали туда обратно. 12 человек учатся, работают, кто-то пошёл в армию, создал семью. Это очень хорошо. Но этому способствовала ежедневная кропотливая работа специалистов всех звеньев системы профилактики. И, конечно же, семей этих ребят.

СЛУЧАЙ
Выезды в воспитательную колонию специалисты в этом году осуществляют ежеквартально (ранее это было ежемесячно). Для ребят Лилия Александровна и специалисты КДН стали почти родными людьми. Прямо здесь проводят различные профилактические мероприятия, беседы, подарки к праздникам дарят, один раз даже организовали приезд ишимских артистов и музыкантов.
– Как-то разговаривала с мальчиком, назовём его условно Илья, – вспоминает Лилия Прокопьева, – и он сказал, что не хочет возвращаться домой, потому что там его никто не ждёт. Отец живёт в другом городе, а мама постоянно в поиске нового мужа. Мало того, женщина на тот момент на фоне личных неудач сильно пила. Но я сказала Илье, что была у его матери недавно и заметила позитивные перемены. Это была ложь, но ложь во спасение. Сын захотел написать ей письмо. В общем, у ребёнка появилась надежда, что его ждут, что ради него что-то изменилось. А мы тем временем стали работать. Только с четвёртого раза застали женщину трезвой, передали письмо от сына. Спустя какое-то время она пришла ко мне на приём, мы много говорили. Мать осуждённого ребенка раскаивалась, плакала, искренне хотела всё исправить. Мы помогли ей пройти курс лечения от алкогольной зависимости. Устроили на работу, первоначально дворником. Конечно, это её угнетало, ведь прежде она была мастером цеха. Поверив в желание этой женщины переменить свою жизнь ради сына, мы написали ходатайство на прежнее место работы, убедили руководство взять её обратно. Нам пошли навстречу. Сейчас мальчик вернулся по УДО, ему тоже помогли: восстановиться на учёбе, окончить школу, устроиться на работу через молодёжную биржу труда и ЦЗН. Он работает. Мама, надо отдать ей должное, собрала всю волю в кулак, тоже работает, не пьёт. То есть, мы целым миром помогли людям в малом, и они достигли большего.

СПРАВКА
Статьи совершённых ишимскими подростками преступлений: 158-я (кража), 161-я (разбой), 161-я (грабёж). В 2006 году из Ишима отбывали уголовное наказание 28 несовершеннолетних. В 2010 году ишимских малолетних преступников в воспитательной колонии пять. Значительное снижение и низкий процент уголовных рецидивов (два человека) – результат совместной работы всех заинтересованных структур.

ПРИЧИНЫ – Трудные подростки были всегда, – рассуждаю я, – во все времена и при любых властях. Какова же причина их появления? Что способствует тому, что ребёнка тянет на криминал? Лилия Прокопьева:
– На протяжении нескольких лет работы я анализировала многие ситуации, судьбы и сделала вывод: проблемы с законом возникают в основном у тех подростков, у кого нелады в семье. Я была в каждой из 28 семей. Большинство из них – неполные, ребёнка воспитывает либо папа, либо мама. Родители недостаточно уделяют ему внимания, потому что заняты бизнесом, карьерой либо созданием личной жизни. Ну и алкоголизм ещё никогда до добра не доводил. А ребёнку нужно выплеснуть свои чувства, эмоции, просто поделиться какими-то впечатлениями о прожитом дне. Если в семье это невозможно, он идёт на улицу, в компанию таких же неприкаянных. У них развиваются асоциальные фантазии, появляются совершенно иные авторитеты, которые зачастую пропагандируют криминальную философию. Всё это на фоне родительского равнодушия затягивает, становится образом жизни. И, как правило, до добра не доводит… В моей памяти всплывает пример, как одна знакомая женщина горько плакала, когда сын "по малолетке" сел за воровство. "Ну чего ему не хватало? Одет, обут, накормлен!" А не хватало самого главного: внимания, обычного родительского тепла и участия. Я смотрела, как в комнате психологической разгрузки в колонии мамы плакали, обнимая своих детей в тюремной одежде. Все в голос твердили, и подростки в том числе: "Вот бы всё вернуть обратно. Мы бы такого не допустили". Очень хочется в это верить. А ещё хочется, чтобы задумались все родители. Даже те, кто считает, что у них-то всё о’кей, что с их детьми никогда не случится плохого. Вспомните: как давно вы беседовали со своим чадом, обнимали его, вместе с ним куда-нибудь ходили?.
Счастье, когда подростки осознают свои ошибки и хотят исправиться, хотят стать нормальными, достойными членами общества, иметь свою семью, уважение на работе, определённый достаток, ездить с друзьями на пикники, покупать подарки на дни рождения любимым людям, говорить кому-то "Доброе утро!" и слышать, засыпая: "Спокойной ночи, сладких снов". Всё, что нужно человеку для счастья.
Оксана Павлова.