Калжа внучки Карины

Поделиться:

Чем глубже задумываешься о состоянии национальной культуры, о состоянии казахского населения, проживающего в Тюменской области, тем больше осознаёшь, как много нами потеряно. Нынешние казахи юга Тюменской области – это наследники тех, кто, оберегая свой род, культуру, традиции, религию, бежали из родных мест, не жалели жизни, были репрессированы, раскулачены... Менее века прошло... Уже в третьем поколении мы изменились до неузнаваемости. Из мусульман, строго соблюдавших пять столпов Ислама, мы превратились в народ, распивающий алкогольные напитки.

И только единицы выступают против такого образа жизни и всеми доступными средствами стремятся противостоять дурным веяниям. К ним относится Жаслан-хазрет Шарипов (г. Ишим), который соблюдает обычаи и традиции. Недавно он праздновал калжа внучки Карины. Сын Марат и сноха Самал продумали всё до мелочей, осознавая, что божественное предназначение этого мероприятия – возблагодарение Аллаха за то, что он подарил им дочь. Красиво оформленные столы ломятся от национальных явств. Калжа-той начинается с обряда "Той бастар" – оды в честь виновницы торжества. Это посвящение, написанное поэтессой Омаровой Кокен-апа, я с удовольствием исполнила. И полились казахские мелодии. Низкий тембр голоса Инкар Дюсенбаевой (г. Ишим) сменился высоким Алтыншаш Бисеновой, народное исполнение Куаныш Байжановой – современной эстрадной песней в исполнении её снохи Эльмиры. А какую замечательную старинную песню исполнил Маке Джамантаев (с. Карасуль) и получил главный приз. Его поддержала Жибек Жапекова (Казахстан). Поздравить танцем и песней Жаслана-хазрета и его замечательную семью с пополнением пришли руководитель молодёжной казахской организации Асхат Касенов и студентка ИГПИ Асель Бабасова. Особый обряд на калжа – преподнесение калта (набор подарков, нарядов, сувениров в именной бархатной упаковке). Его провела 82-летняя Закен-апа Казангапова. Все свои действия она сопровождала шутками-прибаутками. Чувствовалось, что гостям нравятся и подарки, и юмор. Новоиспечённых киндик-ата и киндик-ана Газизуллу и Розу Шариповых не отпускают со сцены. Они должны пройти экзамен. Под смех зала, под одобрительные восклицания они успешно справляются с заданиями и гордые сходят со сцены. За бешбармаком слово предоставляется родственникам со стороны бабушки. Я спросила, действительно ли они являются наследниками знаменитого народного певца Орынбая-акына? Все согласно закивали и запели... В зале установилась тишина, а затем раздался гром аплодисментов. Надо было видеть лица молодых людей, исполненных чувством гордости: возможно, в Карине проявится дар именитого предка Орынбая-акына. А на празднике слово берут бабушка и дедушка Карины. Проникновенно благодарят Аллаха, гостей и всех родственников. Однако и им нужно пройти конкурс на исполнение колыбельной песни, придумывание ласковых имён и т.д. Жюри из зала с юмором обыгрывают подведение итогов, и первое место присуждается и бабушке, и дедушке. Большое удовольствие я получилаещё от одного обряда. Хазрет преподносит подарок своему другу детства, стихами объясняя причину своего поступка. Оказывается, у Жаслана-ага юбилей по восточному двенадцатигодичному летоисчислению, и он обязан сделать подарок другу. А в ответ тоже стихи... Гости испытали от этой сцены поэтическое и эстетическое наслаждение. И так до конца праздника: стихи, песни, пожелания. Жаль только, что не раскрываются эти люди в других ситуациях. И дети не видят наши красивые обряды. И на калжа, и на курмалдык, и на тоях, стараясь создать весёлое настроение, в угоду пьющим, вопреки вере и традициям, разрешают ставить на праздничные столы алкогольные напитки. В конце праздника прозвучали слова благодарности от хозяев торжества. Звучала казахская музыка. Майни – бабушка с одной стороны, новоиспечённая киндик-ана, Роза – с другой одаривали гостей подарками, сувенирами. Гости были счастливы. Я так подробно остановилась на некоторых моментах праздника, чтобы показать самобытную красоту обряда калжа. К такой и подобной форме нужно стремиться при проведении национальных обрядов. Спасибо Жаслану-хазрету, его семье и родственникам, которые прилагают немало сил для возрождения и сохранения национальной культуры.

Ж. Мурзанова, председатель мусульманской организации г. Ишима