В среду в Ишиме побывала делегация ямальских журналистов. Цель – знакомство с продукцией местных предприятий. Помимо этого, северян интересовало, почему на их столе нет ишимских колбас и конфет и что планируется предпринять, чтобы исправить эту ситуацию. "Никто не рисовался и "не красил губ", – так охарактеризовал экскурсию по местным предприятиям директор Тюменского дома журналистов Борис Терехов– инициатор поездки. Производство предстало перед гостями таким, какое есть, со своими проблемами и заботами. Вместе с журналистами на предприятиях побывали заместители главы города В. А. Овчинников, Р. Х. Сабирова, А. П. Пак. Одно из старейших предприятий города– кондитерская фабрика. На протяжении последних двадцати лет она выживала как могла. Год назад здесь сменился собственник. Теперь фабрика – в распоряжении екатеринбуржцев. Директор предприятия Людмила Эдуардовна Поспелова надеется, что это будет способствовать развитию производства: "Мы ждём больших перемен и возлагаем надежды на нового собственника". На территории идёт реконструкция: сносятся старые помещения, в планах – строительство оптового склада и розничного магазина. Проходим в один из цехов. Линии по варке карамели более 15 лет, вторая линия модернизирована собственными силами под изготовление мини-конфет. Заказали штамп специальный, придумали, как добавить начинку. По словам директора, никто больше так не делает. Мини-карамель отмечена дипломом "Сто лучших товаров". Специалисты предприятия постоянно работают над созданием новых видов продукции. География продаж – вся страна. В ограде винно-водочного завода нас приветливо встретил директор Зураб Шотаевич Каличава. – Какой спирт используете и где берёте? Прямой вопрос не смутил хозяина: "Только люкс. Спирт везём с Ошинского (в ликёрных изделиях) и Мариинского спиртзаводов (в водку). – Какие добавки используете? – Только натуральные полуфабрикаты: плодовые соки, ягоды рябины, боярышника, черноплодной рябины, шиповника и т. д. Сырьё перед использованием проверяется на качество. В процессе изготовления продукция неоднократно проходит проверку на соответствие ГОСТу. Андрей Геннадьевич Светлов, начальник цеха розлива, заверил, что у него на домашнем праздничном столе только продукция родного завода. Начальник ликёрного цеха Ольга Александровна Тёмных подробно рассказала о том, как делаются коньячные настойки и бальзамы. Начальник лаборатории Зоя Анатольевна Афонина остановилась на гордости ВВЗ – бальзаме "Ишимский". Он создан в местными специалистами в 1992 году к 90‑летию завода. В малых дозах он обладает лечебными свойствами. Об этом даже есть заключение Тюменского мединститута. Очень много положительных отзывов о напитке. Продукция ВВЗ выпускается без искусственных добавок и соответствует ГОСТу. За этим строго следят специалисты аккредитованной производственно-технологической лаборатории. Завод тесно сотрудничает по реализации продукции с Томском, Новосибирском, Красноярском и несколькими городами в Ханты-Мансийском округе. Пытались наладить связи с Новым Уренгоем (Ямал), но неудачно: деньги за продукцию так и не получили. На Ишимском маслосыркомбинате, который входит в ООО "Холдинговая компания "Молоко", производится молоко, сыр и масло. Особенно славятся сыры. О них немного рассказала исполнительный директор Светлана Александровна Пономарёва. Затем журналисты посмотрели линию по розливу молока и продегустировали продукцию. Недавно разработанный напиток "Наринэ", выпускаемый ситниковским комбинатом, вызвал всеобщий интерес. На территории Тюменской области аналогов ему нет. Много вопросов гости города адресовали директору мясокомбината Сергею Николаевичу Мамонтову. – В какие города вы поставляете продукцию? –Порядка 40 % продукции реализуется в Тюмени, где мы лидируем по объёму продаж. Есть торговый дом в Сургуте и Ханты-Мансийске (полгода). На Ямале не представлены по ряду причин: сложная логистика, проблемы в открытии представительства. Есть определённые риски. –Что вам нужно для открытия торгового дома: партнёры, помощь властей? – Что касается помощи властей, то они могут только посоветовать бизнесменам. Если нашей работы не будет, то и представительства не будет. Мешает отсутствие складов для аренды, и компаний, организовывающих доставку продукции непосредственно по магазинам. Наша работа заключается в создании представительства, отдела продаж, подборе торговых агентов, которые будут выходить в торговые точки, заключать договоры на поставку. За чашкой чая Сергей Николаевич отметил, что заводу сотрудничество с Ямалом интересно не только в плане реализации собственной продукции, но и в плане закупки оленины: "В данный момент мы подбираем рецептуры, изучаем рынок– в ближайшее время, через месяц-полтора, у нас появится потребность в сырьё". "Не работа, а одно мучение", – так охарактеризовал работу с Ямалом директор хлебокомбината Юрий Михийлович Рожков. – Восемь лет назад мы практически полностью прекратили туда свои поставки". И пояснил, почему: – На рынок пришли алтайские и новосибирские производители муки. У них урожаи стабильно богатые, цены ниже и они отдают товар с отсрочкой оплаты на длительный срок. Для нашего предприятия это неподъёмные условия: не можем полгода ждать денег, хотя очень заинтересованы в сотрудничестве. Мы можем предложить качественную муку, ведь на юге Тюменской области растёт хорошая пшеница. Специалисты комбината регулярно сравнивают качество муки таких крупных производителей, как "Макфа", "Увелка" с нашей мукой, и не находят отличий: она также соответствует установленным ГОСТам. Журналист из газеты "Красный Север" Людмила Васильевна Никифорова, рассказывая об общих впечатлениях, отметила: "Поездка мне понравилась. Мы за то, чтобы сотрудничать с югом. Здесь доступные цены и качество продукции. Многие современные производители работают по техническим условиям и добавляют в продукцию улучшители и другие компоненты. На ишимских предприятиях придерживаются ГОСТов. Это свидетельствует о высоком качестве товаров. Думаю, коллеги со мною согласятся. Дело в другом. Этой темой должен заинтересоваться бизнес. Мы можем рассказать об этом, болеть всей душой, но и предпринимателям, бизнесменам это должно быть выгодно: соответствовать целям и коммерческим интересам. Итоги поездки подвели в администрации города. Директор Тюменского областного дома журналистов Борис Николаевич Терехов отметил: "Глава города Сергей Геннадьевич Путмин взял за правило общаться с журналистами. На очередной конференции он расказал о проблемах. Мы разработали проект меропрятия, директор департамента информационной политики А.П. Новопашин идею поддержал. Понравилась она и губернатору Ямала". Что мешает сотрудничеству? Разрушенные связи, неуверенность в надёжности партнёров. Представителям бизнеса нужно проявлять активность в изучении рынка и возможностей друг друга непосредственно на местах. Это отметили как журналисты, так и руководители предприятий. Только в диалоге можно достичь определённых результатов и изучить интересы потенциальных партнёров. Заместитель главы города Александр Петрович Пак предложил возможности сотрудничества рассматривать шире: "Да, у нас в Ишиме производится качественная, экологически чистая продукция, но мы не говорим: дайте нам покупателя и рынки сбыта. Мы призываем северян к взаимовыгодному сотрудничеству. У ямальцев есть востребованное сегодня сырьё: оленина, ягоды, дикоросы. Мощности наших заводов позволяют организовать их переработку. В последние годы у нас хорошими темпами строится город, и северяне могли бы рассматривать Ишим как место для проживания". В завершение беседы первый заместитель главы города Владимир Алексеевич Овчинников отметил, что первые шаги на сближение территорий сделаны. Теперь руководителям предприятий, бизнесменам необходимо провести ряд встреч, чтобы обсудить дальнейшие планы сотрудничества". Татьяна Тихонова.