Нам повезло: благодаря стараниям и энтузиазму творческих людей в городе существует театр с более чем 90-летней историей. И 27 марта, в Международный день театра, мы можем поздравить местных актёров посещением спектакля.
Я не искусствовед и ещё менее театровед. Обыкновенный любитель. Но был во многих театрах и своё мнение об игре актёров составить могу. Тем более что всегда был согласен с Эпиктетом, одним из первых, насколько мне известно, сравнивавшим жизнь с театром. Действительно, люди нередко походят на плохих или хороших актёров, играя навязанные им или избранные самостоятельно роли. Да и себя иногда ловлю на том, что выгляжу, бываю не самим собою. И эта привычка сравнивать жизнь со сценой даёт о себе знать и тогда, когда я нахожусь в театре. Только здесь я сравниваю сцену с жизнью.
Здание Ишимского театра я заметил почти сразу, как прибыл в Ишим. Ехал по улице Казанской и увидел его. Большими буквами было написано: "Ишимский театр".
Здание было таким, что если бы на нём висело одно слово "театр", то я бы не поверил, что это театр. Не может быть театр таким! Но поскольку там было написано "Ишимский…", то я не очень удивился. А каким же ещё быть зданию театра в Ишиме?
И всё было как-то недосуг сходить в этот самый театр. Хотя и сказал кто-то, что он – народный. Но я решил, что "народный" – это всего лишь самодеятельный. Особого энтузиазма такое определение не вызывало, и я всё время откладывал поход в театр.
Перед 8 Марта в город приехал Тобольский драмтеатр им. П.П. Ершова. Игру его актёров я знаю давно, ещё с того времени, когда жил в Тобольске, некоторые из них мне были знакомы. Решили с женой сходить. Увлекло и то, что спектакль ставили по "Сильве" И. Кальмана. И не пожалели: уютный зал, неплохая игра и настоящая феерия красок и звуков. Невольно согласишься с мнением М. де Гельдерода, полагавшего, что театр создан, прежде всего, для глаза, а уж потом для ума.
Там же в разговоре с коллегами о спектакле услышал мнение, что актёры Ишимского театра играют не хуже. Подумалось, что ишимцы, конечно же, патриоты своего города, в том числе и театра. Но мы были заинтригованы и на следующий день решили пойти в театр. Ведь решались-то уже давно.
О здании я уже говорил. Не более ярким было и впечатление от фойе театра: тесновато, темновато, бедновато. Удивила и умилила цена билетов – сто рублей. Одна и та же на все места в зрительном зале. А зрителей в тот день было совсем немного. И я подумал, что на такие доходы не то что костюмы, а и носовые платки актёрам не купить.
Всё было просто в зале, всё было каким-то застарелым и скудным. Простыми были и декорации: этакие ширмы раздвижные, с меняющейся геометрией. Звучала музыка, как бы зазывая зрителей, а потом почти вовремя осветилась сцена: началось действо. И мы с женой забыли о том, какими смотрятся и здание театра, и фойе, и зрительный зал.
В тот день ставили "Женитьбу Бальзаминова". Пьеса, нужно сказать, так себе, ничего в ней особенного нет. Классика, конечно, но ведь и классика бывает разной. Сюжет, в общем-то, известен, и я не очень-то вникал в перипетии. Сидел и занимался привычным делом, то есть сравнивал происходившее на сцене с жизнью. Пусть далёкой, не совсем нашей, немного наивной, может быть, но – с жизнью. И признаюсь: иногда я забывал, что перед нами сцена.
Ничего не скажешь, хорошо играли актёры: живость, выразительность, экспрессия! Было классическое единство места, времени и действия. И была какая-то спаянность, что ли, между самими актёрами, все они были как бы одним целым. "Дружиной", как писала о труппе Ишимского театра Н. Кутырёва.
Позже смотрел спектакли "Чехов про…", "Он, она, окно, покойник" Р. Куни, "Слуга двух господ" К. Гольдони (замечу в скобках, что Д. Султанов в роли Труффальдино понравился не меньше, чем К. Райкин). Театр становился мне всё ближе. Двоих актёров – Андрея и Якова – я узнал в пединституте, в музее – Ольгу Николаевну, игравшую роль вдовы в "Женитьбе…". А перед этим прочёл в Интернете её обзор истории театра в Ишиме. И с удовлетворением узнал о богатстве и многообразии этой истории.
Профессиональный режиссёр театра "Зеркало" Д.И. Султанов является ещё и "министром культуры" города. Он мечтает о создании профессионального театра в Ишиме. Об этом писала Н. Кутырёва ещё в апреле 2008 г. Думаю, что мечта режиссёра осуществится. И не только потому, что он "министр". Я видел игру Д.И. Султанова. С его энергией и талантом можно не только на Малый, но и на Большой театр замахнуться. Я поэтому искренне и с удовольствием поддерживаю идею профессионального театра в Ишиме. Зрители бы только были! Вполне разделяю убеждение режиссёра: спектакль должен состояться даже в пустом зале. И всё же досадно, что умные, образованные ишимцы проявляют вялый, я бы сказал, интерес к своему театру. Ступайте в свой театр, ишимцы!
А в преддверии Дня театра хочу кое-что пожелать актёрам "Зеркала" в форме небольшой притчи.
В каком-то провинциальном театре у одного из актёров была собачка, которую он брал с собой на репетиции. Она дремала в пустом зале, пока на сцене шла работа. Но вот режиссёр объявлял перерыв, и собачка выходила на сцену. Там кто-то её гладил, чесал за ухом, кто-то давал кусочек пирожка. И никто не мог понять, как она узнавала, что репетиция закончилась.
Однажды в театр приехал маститый актёр из столицы. У него была совсем небольшая роль, но когда он вышел и произнёс первые слова, собачка вышла на сцену. И тут многие поняли, как удавалось ей отмечать конец репетиции и начало перерыва.
Хочу пожелать вам, дорогие режиссёр и актёры, играть так, чтобы "собачка выходила". И чтобы зрители не уставали посещать вас и восторгаться вашими талантами! И вообще, с Днём театра!
Виктор Полищук.
Фото Геннадия Крамора.