В этом году Ишимский район отмечает 80-летие со дня образования. Жизнь каждой территории – это жизнь людей, её населяющих. Сегодня мы продолжим рассказ о тех, кто вносит свой посильный вклад в развитие района, кто оставил след на ишимской земле.
**Вторая родина Геннадия Малышкина**
Г.М. Малышкин – человек в районе известный. С 1991 по 2008 год он возглавлял Клепиковскую сельскую администрацию. Геннадий Матвеевич родом из д. Саламатино Голышмановского района. Своей второй родиной считает с. Клепиково. Полюбилось ему это старинное село и вся территория поселения.
– Я всегда говорю, что красивее мест, чем в Клепиковском сельском поселении, в Ишимском районе нет, – рассказывает Г.М. Малышкин. – Чего только стоит Синицынский бор, гора Любви, наши увалы. Жаль только, что население относится к этим памятникам природы по-хамски. До сих пор не решён вопрос санитарной уборки бора. Пока он расчищается силами энтузиастов. Но всё это разово. Хочется, чтобы проблема уборки территории решалась системно. Пока был главой, вёл переговоры с несколькими предпринимателями насчёт организации в местах массового отдыха горячего питания. Но что-то наши коммерсанты не откликнулись на это предложение. А жаль: в сезон в бору много отдыхающих, которые не прочь перекусить, выпить чая или кофе, поесть мороженого.
Про свою работу в должности главы поселения Г.М. Малышкин говорит, что труднее всего было не давать пустых обещаний. Особенно в 90-е годы, когда каждый день приносил сюрпризы, люди месяцами не получали зарплату, когда на балансе администрации числилась вся коммуналка, объекты соцкультбыта.
– Как бы тяжело не приходилось, – вспоминает те времена Геннадий Матвеевич, – мы не закрыли ни одного клуба, ни одного ФАПа. Кроме того, за это время с помощью района были газифицированы все населённые пункты территории: с. Клепиково, д. Орловка, Синицына, Симанова, п. Детский дом № 29, п. Дом отдыха. Были заасфальтированы дорога Синицына – Орловка, улица Солнечная в с. Клепиково, благоустроена центральная площадь в с. Клепиково. На центральной усадьбе поставлен модульный блок "Чистая вода". Телефонизированы деревни Орловка, Синицына.
Глава всему голова, а потому с раннего утра и до позднего вечера Г.М. Малышкин решал проблемы территории, чем мог помогал людям.
– Только вот дома от меня было мало толку, – говорит с ноткой сожаления Геннадий Матвеевич. – Детей растила и воспитывала супруга Лидия Николаевна, с которой мы вместе вот уже почти сорок лет. Сначала был парторгом в колхозе "Искра", пропадал то в поле, то на фермах, а потом – главой, устранял то снежные заносы, то порывы.
За многолетний добросовестный труд Г.М. Малышкин награждён Почётной грамотой губернатора Тюменской области и Почётной грамотой Тюменской областной Думы.
Сейчас Геннадий Матвеевич занимается внуками, ходит на рыбалку, разводит кроликов. Он отдыхает от бешеного ритма бывшей работы, много времени проводит на природе, восстанавливает душевные и физические силы.
Этот год для Г.М. Малышкина, как и для района, юбилейный. Осенью он отметит 60-летие.
**Хочешь жить достойно? трудись**
Затратное это дело – благоустройство собственного дома, немалых средств стоит водоснабжение, газификация, внутренняя отделка. Где взять денег? Семья Антоновых этот вопрос решила по-своему.
Наталья и Андрей Антоновы поженились четырнадцать лет назад. Некоторые после свадьбы обзаводятся шкафами, диванами да кроватями, а Антоновы в первую очередь купили корову. Родители Андрея всегда держали много скота, поэтому работа на подворье ему была знакома. Быстро втянулась в круговорот хозяйственных дел и молодая жена. Всю тяжёлую работу по ЛПХ делает муж, задача Натальи – выкармливать новорождённых поросят, ходить за курами. Супруги берут на откорм бычков, выращивают свиней. В последнее время в родной деревне Синицына не найти пастуха: никто не соглашается брать на себя ответственность за частный скот. Антоновы были вынуждены продать бурёнку, о чём Наталья до сих пор сожалеет.
Сейчас на подворье Антоновых семь голов молодняка КРС, две свиноматки, поросята. Бычков они покупают у соседей, по объявлениям, в хозяйстве. Свиньи все доморощенные.
Ещё совсем недавно Наталья держала много кур, летом продавала яйца приезжающим из города дачникам. Они и были основными покупателями. В настоящее время Антоновы оставили около десятка несушек, так что яиц хватает только на семью.
Безусловно, ведение личного подсобного хозяйства даёт определённый доход, но и затрат требует немалых. Взять, к примеру, корма. В этом году дроблёнка очень дорогая, накладно её приобретать. Благо, что Андрею дают зерно на пай да раз в год 300 кг в виде поддержки на каждую опоросившуюся свиноматку. Сено Антоновы заготавливают сами. Своего трактора у них нет, поэтому в страду объединяются с родственниками, знакомыми. Всё лето бычки содержатся в стайках, раз пасти некому, приходится им ежедневно подкашивать травку, подкармливать комбикормом. Когда бычки набирают нужный вес, их продают на мясо. Свежую говядину охотно раскупают соседи, знакомые. Антоновы дважды брали заём на приобретение скота в кредитном кооперативе "Сибиряк". За последний кредит ещё не рассчитались.
– Вырученные деньги мы пускаем на благоустройство дома, покупку кормов, – рассказывает Наталья. – В прошлом году выкопали колодец, завели воду в дом. Теперь нам не приходится ходить с флягой на общественный колодец.
Все эти годы супругам помогали родители Андрея. Он – самый младший в семье, от отца с матерью далеко не поехал. Вот и жили Антоновы-старшие и Антоновы-младшие одним домом, одним хозяйством. В последнее время А. Антонов трудился в ЗАО "Пахомовский" скотником, как опытный животновод был на хорошем счету в хозяйстве. Вместе с напарником следил за импортным поголовьем. Наталья временно работает продавцом, а до этого – почтальоном. Конечно, нелегко совмещать занятость на производстве с работой на подворье, но без этого в деревне никак нельзя. ЛПХ даёт и дополнительные деньги, и богатый натуральными продуктами стол. В общем, хочешь достойно жить – не ленись, везде и всюду успевай.
**Полвека в пути**
Какой мальчишка не мечтает стать шофёром, управлять большой машиной, исколесить полстраны? Для Н.М. Котова юношеская мечта сесть за баранку автомобиля стала делом всей его жизни. Водительский стаж Николая Михайловича составляет более пятидесяти лет. Из них сорок лет он проработал на санитарной машине в детском костнотуберкулёзном санатории.
Н. М. Котов родился в д. Орловка в 1934 году. В первый класс пошёл, когда началась война и на всех фронтах шли ожесточённые бои. Всё познал Николай Михайлович с детства: и голод, и холод, и работу по дому, в поле. Закончив четырёхлетку, пошёл учиться в пятый класс Клепиковской школы, но учёбу бросил и устроился на работу в колхоз.
– Поначалу мне дали бычка, на нём возил солому, – вспоминает Николай Михайлович, – а уж потом – лошадку. Коней в хозяйстве выделяли самым ответственным, трудолюбивым. Так что я был несказанно рад оказанному доверию, работал изо всех сил, старался быть на хорошем счету.
В шестнадцать лет Н.М. Котов поступил учиться на тракториста в Ишимское ПТУ. Получив "корочки", вернулся в колхоз "Вперёд к коммунизму". На своём колёсном тракторе и пахал, и сеял, и косил, и зерно в прицепной телеге возил. В 1953 году пошёл в армию. Высокого, физически развитого сибиряка охотно взяли в ВДВ. Служба проходила в Благовещенске. В первый год Николай Михайлович выучился в полковой школе, получил звание сержанта. Толкового парня назначили помощником командира взвода. Руководство части предлагало ему остаться, но он решил, что карьера военного не для него.
Через три года службы отличник боевой и физической подготовки Николай Котов вернулся домой. Устроился в Ишимский техникум механизации, преподавал вождение трактористам. С бравым десантником, завидным женихом в родной Орловке мечтали поближе познакомиться многие девушки, но он выбрал соседскую Марию. В 1958 году молодые сыграли свадьбу.
Как-то в очередной раз в гостях у Котовых была сестра Николая Раиса. Она жила в Нижнем Тагиле, получала хорошую зарплату – позвала брата с собой на Урал. После долгих раздумий молодые поехали на заработки. Почти пять лет они прожили в Нижнем Тагиле. Николай Михайлович трудился на МАЗах, КрАЗах, возил руду. Здесь родились их дети. Город этот большой, промышленный, в плане экологии не вполне благополучный. Частенько бывшие селяне вспоминали свою Орловку, тосковали по её чистому воздуху. А тут ещё стали болеть дети. В итоге в 1963 году Котовы вернулись в Ишимский район. Глава семейства устроился в детский костнотуберкулёзный санаторий. Вскоре туда же приняли медсестрой и Марию Яковлевну. В посёлке Детский Санаторий им дали благоустроенную квартиру. С тех пор ни он, ни она не меняли место работы, отсюда ушли на заслуженный отдых.
– Раньше по бездорожью от бора до города добирались два-три часа, – вспоминает Николай Михайлович, – это сейчас пятнадцать минут – и на месте. За день приходилось делать до семи рейсов: то роженицу из соседней деревни срочно отвезти, то больных детей на вокзале встретить.
Очень сильно любили Николая Михайловича ребятишки. Некоторые из них даже просили, чтобы он усыновил их. Не зря говорят, что дети лучше всех чувствуют, какой перед ними человек. Доброе сердце и добрые дела дяди Коли они не могли не заметить.
Отзывчивый, порядочный, безотказный – отзываются о Н.М. Котове в администрации Клепиковского сельского поселения. Много раз он избирался депутатом сельсовета, участвовал в работе избирательной комиссии. И сейчас к нему обращаются жители посёлка по всем вопросам. Знают: что в его силах – обязательно сделает.
Супруги Котовы воспитали двоих детей. Сын Сергей живёт в Санкт-Петербурге, дочь Ирина – в Ноябрьске. У Николая Михайловича и Марии Яковлевны четверо внуков. На каникулы ребята приезжают к дедушке и бабушке, гуляют среди сосен, дышат целебным воздухом. Не раз сын предлагал родителям перебраться к нему в северную столицу, но они не соглашаются. Говорят, что их место в Синицынском бору. Ведь именно здесь прошли лучшие годы, здесь живут друзья, коллеги по бывшей работе. Здесь их знают и уважают.