С первого января контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФР и ФСС. О произошедших изменениях наш корреспондент решила поговорить с начальником отдела администрирования страховых взносов Управления ПФР в Ишимском районе Е.А. Гульковой.
– Елена Александровна, с начала пенсионной реформы семь лет мы пытались заучить составные части пенсии: базовая и страховая. Но теперь от них осталась только одна – страховая. От базовой напрочь отказались?
– Не совсем. С 1 декабря прошлого года была проведена последняя индексация базовой части, и её размер установлен – 2562 рубля. С 1 января 2010-го она вошла в состав пенсии и теперь называется – "фиксированный базовый размер страховой части". По сути, это основной минимальный размер, гарантированный государством гражданам, которые по каким-то причинам не смогли сформировать себе страховую часть, например, инвалиды, получатели пенсии по потере кормильца и другие. Напомню, что начатая в 2002 году реформа изначально предполагала переход на иной принцип формирования будущих пенсионных накоплений – страховой. И в своё время мы придём к тому, что при исчислении пенсии будут учитываться только периоды, когда за застрахованное лицо перечислялись страховые взносы. Сейчас пока при назначении пенсий берутся два периода: стаж и зарплата до 2002 года, а также страховые взносы после 2002 года.
– То есть с каждым годом повышается значение страховых взносов, которые за нас перечисляет работодатель?
– А также ответственность работодателей, которые уплачивают средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников. С этого года мы будем работать с ними ещё теснее.
– В связи с чем изменятся взаимоотношения Пенсионного фонда и работодателей?
– С этого года работодатели вместо единого социального налога (ЕСН) будут перечислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования.
– В чём же разница между ЕСН и страховыми взносами?
– В отличие от ЕСН – налога, который поступал в федеральный бюджет, – страховые платежи будут попадать напрямую в Пенсионный фонд. Важно, что это персонифицированные платежи, которые отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников. В целом же отказ от налога, повторюсь, позволит нам перейти на страховой принцип формирования пенсии.
– Если взносы будут поступать непосредственно в Пенсионный фонд, значит, вам легче будет с ними работать?
– По закону с текущего года мы просто обязаны контролировать весь процесс движения страховых взносов: поступление, учёт и их полноту. В случае неуплаты взносов будем принимать меры, использовавшиеся ранее налоговыми органами. В том числе и принудительное списание средств со счетов предприятий-должников по страховым взносам. При отсутствии денег будем работать с судебными приставами, вплоть до ареста имущества должника и его реализации для оплаты страховых взносов.
– Как всё серьёзно!
– Мы приступаем к этой работе в сложное в связи с кризисом время. Рост задолженности по зарплате невелик, но рост задолженности по страховым взносам налицо. Так, на конец декабря в районе он составлял чуть более 1,5 миллиона рублей, из них 120 тыс. рублей – пени, начисленные за несвоевременную уплату.
– Елена Александровна, одним перечислением страховых взносов "общение" Пенсионного фонда и работодателей не ограничивается. Знаю, немало хлопот доставляет получение ежегодной отчётности об индивидуальных сведениях работников.
– Таковы требования закона. С этого года вводится новая финансовая схема. Если раньше работодатель отчитывался перед нами один раз в год, то со следующего года – ежеквартально. Также работодатели с января этого года начнут представлять нам расчёты по начисленным и уплаченным платежам.
Нелегко придётся работодателям. А можно ли как-то облегчить этот процесс?
– Конечно. У нас уже не первый год некоторые страхователи (предприятия, организации, индивидуальные предпринимателеи) предоставляют отчётность в электронном виде с использованием электронной подписи. Это значит, что отчёт можно отправить, не выходя из рабочего кабинета. Более того, электронный документооборот намного сокращает и упрощает работу по отчёту: если выявятся ошибки, наш сотрудник легко вернёт отчёт на доработку, бухгалтер внесёт поправки и вновь отправит. Таким образом, отчёт будет сдан вовремя. Замечу, что с 2011 года все организации со среднесписочной численностью более 50 человек обязаны отчитываться с использованием электронного документооборота.
Понятно, что на работодателей ложится огромная ответственность, но ведь взносы, отчётности – это не простая формальность, за ними – конкретные люди, их будущие пенсии. И об этом надо помнить прежде всего.
И. КОРШУКОВА.