Ребёнку с ограниченными возможностями здоровья трудно приспособиться в обществе – с ним необходимо проводить коррекционно-адаптационную работу через трудовое обучение, общее социально-бытовое ориентирование, досуговую деятельность. Уже 34-й год в городе работает специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 3. Ранним утром в неё спешат малыши в сопровождении родителей и ребята постарше. Идут с желанием, с удовольствием, ведь для них созданы все условия: уютные кабинеты, просторные, эстетически оформленные коридоры, оборудованный спортивный зал. Приветливые учителя создают доброжелательную атмосферу. Здесь работает творческий коллектив, состоящий из опытных педагогов. На школьных методических объединениях (руководители Лариса Николаевна Дергач, Маргарита Юрьевна Саранчина) работа планируется с учётом индивидуальных возможностей детей, их интеллектуального развития. В обучении применяется разноуровневый подход с целью максимального усвоения учебного материала. В результате обучающиеся получают индивидуальную оценку своего труда, что положительно влияет на формирование учебной мотивации. Опытный логопед Надежда Николаевна Похресная разработала для каждого ученика, имеющего дефекты речи, программу и проводит занятия по постановке звуков, развитию навыков связной речи. На базе нашей школы для учителей города созданы и работают методические объединения логопедов (руководитель Н.Н. Похресная ) и учителей, занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья (руководитель Н.И. Шемякина). Регулярно работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Его участники обследуют детей, дают рекомендации родителям и педагогам, утверждают индивидуальные программы для учащихся, не усваивающих общую программу. В связи с неблагоприятными условиями в семьях некоторых учеников социальная защита является одним из основных направлений нашей работы. Социальный педагог Наталья Алексеевна Воронкова, педагог-дефектолог высшей категории, оперативно выявляет и ставит на внутришкольный учёт детей-сирот; детей – социальных сирот; детей, воспитывающихся в ненадлежащих условиях; детей "группы риска"; детей, состоящих на учёте в ОВД и в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) при городской администрации. Также ведётся работа с отдельными семьями. С целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних приглашаются для бесед с детьми сотрудники ОДН (майор милиции М.П. Дорн ). В результате систематической работы в нашей школе до минимума сократилось число правонарушений, в течение двух лет не совершено ни одного преступления, отсутствует вымогательство и курение. Мы уделяем большое внимание профессионально-трудовому обучению. Наши ученики овладевают навыками швейного, столярного и слесарного дела. На выставке работ они представляют швейные изделия, головные уборы, образцы верхней одежды, изделия из металла, дерева, бумаги. Высоких результатов ребята достигают благодаря наставникам – учителям-профессионалам Лилии Владимировне Лузиной и Надежде Анатольевне Вотяковой. Школьное творческое объединение "Радуга" успешно принимает участие в ежегодном городском конкурсе моделей одежды "Фея". В 2009 году мы были лучшими в номинации "Школьная форма". В составе строгого жюри конкурса – технологи и модельеры, швеи, и наши участницы заслуженно получают высокие оценки за качество во всех номинациях. Ежегодно под девизом "Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся" мы проводим праздник труда, где наши ученики демонстрируют изделия, выполненные на уроках швейного дела и на занятиях в кружке "Мастерицы". Участники говорят, что всему можно научиться, если этого сильно захотеть и не бояться трудностей. Результаты работы коррекционной школы сложно оценить количеством ошибок в диктанте или правильностью решённой задачи. Мы, учителя, испытываем удовлетворение и профессиональную гордость, когда наши дети наравне с учениками других школ выступают на сцене киноконцертного зала, занимают призовые места в конкурсах чтецов, участвуют в ремонте, благоустройстве школьного здания и прилегающей территории. Это их уверенный шаг в будущую сложную, но уже вполне понятную жизнь. Р. РАЕВА.