Предоставление налоговой службой электронных услуг – тема состоявшейся в прошлый четверг пресс-конференции в ИА "Тюменская линия". На вопросы журналистов отвечал начальник ИФНС РФ № 12 по Тюменской области В.П. Казанцев.
В настоящее время в России идёт реформирование экономики и финансовой сферы. Составной частью этого процесса является построение новой системы налогообложения. Одной из главных функций налоговой инспекции является контроль соблюдения налогового законодательства. "Налоговая инспекция – это организация, которая, в первую очередь, помогает налогоплательщику исполнить свою обязанность, предотвращает возможные налоговые правонарушения и информирует о возможных негативных последствиях, – комментирует Владимир Казанцев. – И только во вторую очередь мы должны выявлять нарушения, привлекать к ответственности и обеспечивать поступление в бюджет сумм дополнительно начисленных налогов и штрафов".
В этом году инспекция продолжает работу по улучшению качества обслуживания налогоплательщиков и созданию комфортных условий для самостоятельного исполнения гражданами налоговых обязательств. Для этого проводится разностороннее информирование населения обо всех технических достижениях и расширение объёма услуг, предоставляемых в электронном виде. Одна из основных услуг – представление налоговой и бухгалтерской отчётности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) – имеет ряд существенных преимуществ.
Во-первых, это экономия рабочего времени, ведь благодаря ТКС отпадает необходимость посещения налоговых инспекций. Вся информация в любое время суток отправляется из офиса компании, вплоть до полуночи последнего дня сдачи, в то время как график работы налоговой инспекции и почты ограничен.
Во-вторых, сдача отчётности в онлайн помогает избежать серьёзных ошибок при заполнении деклараций, так как в программе содержатся сведения, позволяющие подготовить документы в стандартном формате. Вдобавок к этому электронная программа сама проконтролирует правильность заполнения всех полей отчётности и проследит актуальность версии используемой формы. Если же версия была изменена, пользователь получит автоматическое обновление.
В-третьих, по электронной почте налогоплательщик может получить всю общедоступную информацию от налоговых органов (сведения об изменении налогового законодательства, нормативных актов, бюджетных счетов, данные о кодах бюджетной классификации и другие актуальные сведения), а также направить письменный запрос по разъяснению налогового законодательства и получить письменный ответ.
Новым этапом в развитии электронных услуг и сервисов для налогоплательщиков стало активное участие Федеральной налоговой службы в работе по формированию единого портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru). На сайте размещена информация о восемнадцати государственных услугах, предоставляемых ФНС России: приём налоговых деклараций через портал, документов на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на получение выписок из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и из Единого государственного реестра налогоплательщиков и других.
Также Владимир Казанцев отметил, что в настоящее время на сайте ФНС www.nalog.ru реализован целый ряд онлайн-сервисов: "Заполнить платёжное поручение", "Личный кабинет налогоплательщика", "Узнай ИНН", "Подача заявления физического лица о постановке на учёт", "Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес?", "Получение выписки из ЕГРЮЛ / ЕГРИП через Интернет, "Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП".
Воспользоваться электронными услугами можно и в ишимской налоговой инспекции: в операционном зале установлено два "гостевых" компьютера. Здесь посетители могут войти в систему "Консультант плюс", ознакомиться с перечнем программ, распространяемых инспекцией для налогоплательщиков, нормативно-справочной информацией (КБК, коды ОКВЭД и прочее), а также системой поиска задолженности физических лиц по ИНН клиента. Помимо этого установлен программный комплекс с действующими формами отчётности, образцами заявлений, программами для записи. Количество услуг, предоставляемых в электронном виде, в дальнейшем будет увеличиваться.
Оксана Павлова, газета "Ишимская правда":
– Каким уровнем компьютерных знаний должен обладать человек, чтобы воспользоваться электронными услугами?
– На мой взгляд, если гражданин умеет выходить в Интернет и может создать электронный почтовый ящик, то ему не составит труда разобраться и с тем, как заполнить декларацию, направить запрос в инспекцию.
– Можно ли, заполнив декларацию в электронном виде, отправить документы по Интернету, или всё же необходимо их распечатать и предоставить лично налоговому инспектору?
– Если налогоплательщик подключён к данной услуге через телекоммуникационные каналы связи, то это его полностью освобождает от бумажек, печатей и очередей.
– Каждую осень в филиалах Сбербанка выстраиваются большие очереди желающих заплатить земельный налог. Можно ли его оплатить электронным способом?
– Оплату можно произвести только двумя способами: через кассу либо терминал. Реализовать это посредством пластиковой карты пока невозможно. Но это вопрос будущей модернизации нашей системы.
Дмитрий Баринов, ТК "Ишим ТВ":
– Какие изменения произошли в законодательстве для физических лиц?_
– У меня есть хорошая новость для тех, кто не успел в этом году заплатить транспортный налог. Срок его уплаты для физических лиц изменился, и транспортный налог за 2009 год можно заплатить не позднее 15 ноября 2010 года.
И ещё. С 1 января 2011 г. изменится и срок уплаты налога на имущество физических лиц, его нужно будет платить до 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Пока налог платится авансом.
Оксана Павлова.
Фото Василия Баранова