08 февраля 2022, 12:56

Законопроект о единых правилах проведения онлайн-голосования принят в первом чтении

Поделиться:

26 января Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

В соответствии с документом, дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС "Выборы" или других сертифицированных государственных информсистем, в том числе и региональных.

При этом предусматривается обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также анонимизации результатов волеизъявления, их зашифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения.

Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК. Избирательные комиссии субъектов РФ, в свою очередь, по согласованию с ЦИК смогут принять решение о проведении ДЭГ на выборах в органы госвласти своего региона или на референдуме.

"Ассоциация Независимого общественного мониторинга (НОМ) в течение последних двух лет пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. В частности, в Эстонии она применяется с 2005 года, и ее популярность растет, в чем мы убедились в ходе консультаций с местными экспертами. Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне. Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. С участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертами в этой сфере нам нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием", - подчеркнул член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

Эксперты отмечают, что у дистанционного электронного голосования большое будущее. Главное преимущество такой формы волеизъявления заключается в том, что она обеспечивает потребность большого числа избирателей в удобстве, безопасности и возможности реализовать свою гражданскую позицию без отрыва от личных дел. При этом, по мнению специалистов, в законопроекте следует расширить возможности контроля общественности за ДЭГ и добавить функции наблюдателей.

"Мы предлагаем Государственной Думе учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование", - высказал мнение руководитель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

"Благодаря ДЭГ происходит расширение участия избирателей в выборах, реализация их активного избирательного права, то есть, по сути, речь идёт о том, что дистанционное электронное голосование позволяет дать дополнительные возможности гражданам, избирателям участвовать в выборах тем гражданам, у которых нет возможности прийти на избирательный участок. Прогресс невозможно остановить, он будет идти, хотим это мы или не хотим. Очевидно, что через несколько десятков лет это станет основной формой голосования. И то, что Российская Федерация в настоящий момент действует очень осторожно, доказывает, собственно, ту основательность, с которой мы подходим к внедрению ДЭГ. Всем участникам избирательного процесса, прежде всего партиям и кандидатам, нужно заранее подготовиться к этому и привлекать специалистов, технически подкованных людей, которые могут выполнять функции наблюдения", - убежден заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член Правления РАПН, эксперт НОМ Владимир Шаповалов.

Специалисты также подчеркивают, что современные возможности цифровизации позволяют сделать процесс дистанционного электронного голосования абсолютно прозрачным и контролируемым со стороны общественности. "Вместе с Общественной палатой РФ мы реализовали проект "Цифровой сейф-пакет", который позволяет фиксировать каждую транзакцию, каждый поданный бюллетень непосредственно в ходе голосования в реальном времени и на утро понедельника понять, что никаких изменений не произошло, - говорит лидер Партии прямой демократии, IT-специалист Олег Артамонов. - Мы сможем сделать электронное голосование действительно прозрачным, выработать механизмы, которые обеспечат доверие в нему со всех сторон. Электронное голосование абсолютно точно не является "чёрным ящиком", и наблюдение за ним возможно".