13 января 2022, 13:42

Ишимцев учат мастерить сувениры из соломки

Поделиться:

Занятия по плетению из пшеничной соломы в Ишиме проводит единственный в регионе мастер из Казанского района Надежда Яркова. Проект поддержан грантом губернатора Тюменской области.

С радостью тихой

Занятие, на которое я пришла к Надежде Ярковой, было четвертым в рамках проекта "Золотая соломка". Другие ее ученики, выбравшие для очередного хобби плетение из соломки, показались мне уже опытными. Надежда Павловна успокоила: "Не волнуйтесь, и у вас все получится…".

Она раскладывает на длинном столе стопки золотистой разного диаметра соломки, ножницы, нитки и по центру – готовые объемные елочные игрушки: длинные сосульки, овальные шишки, колокольчики, фонарики. Из них выбирают образцы будущего изделия мои соседки "по парте" Наталья Бородулина и Светлана Охотникова. Ксения Крамор, единственная из всех, в этот раз решается на более сложное по технике плетения изделие – фигурку Ангела. Я же наделась освоить самый простой технологический способ.

Надежда Павловна показывает, как приготовить для основания шесть соломинок.

– Ничего сложного, – напутствует мастер. – Школьники с первого по седьмой классы занимались. У каждого была своя коробочка, в нее с занятий добавлялось по новой плетенке. Берите крупные и одинаковые по толщине, соединяйте пучком по тому краю, откуда растет колосок, свяжите ниточкой, образовав из нее петельку. Лишние кончики колосков обрежьте. Можно плести из семи, из восьми. Но начать лучше с шести.

Как же ловко у нее получается! Демонстрирует: как по парам соединить соломинки, затем нижнюю под углом перекинуть через верхнюю… И таким способом – круг за кругом. При этом – аккуратно и плотно удерживать угол сгиба, следить, чтобы материал ложился ровно. Вовремя, как только соломинка становится жесткой, наращивать ее следующей, срезая уголком, но лишь после того, как заплели предыдущий стык. "Четко зафиксируйте загибы краевых соломин под нужным углом и проглаживайте их большим пальцем правой руки. Плетите плотно, так как при высыхании соломы плетение ослабевает", – мастеру все кажется легко, но объясняет она понятно, следит за каждым из нас.

Видя, что с плетением трубочки по принципу "соломинка на соломинку" я справилась, Надежда Павловна открывает следующий секрет: для получения объема игрушки на каждом следующем витке нужно несколько выступать верхней за край нижней.

За часовое занятие каждый из взрослых учеников смастерил золотистую игрушку с подвеской-косичкой. Председатель ТОСа "Смирновка" Светлана Охотникова довольна: к уже изготовленным игрушкам добавила красивый колокольчик. Намерена обязательно прийти на следующие встречи.

– Изумлена общением в Надеждой Павловной и работой с этим природным материалом, – отзывается мастер декоративно-прикладного творчества Наталья Бородулина. – Удовлетворение сегодня большее, потому что игрушки получились ровные, плавные, солома уже слушается, руки дело знают. Обретаю для себя еще одно ремесло. Вяжу вещи, из бисера делаю украшения. Мои гайтаны (герданы) "уехали" на подарки в Санкт-Петербург, Брест. Надеюсь так же качественно плести из соломки. Нравится процесс и то, как деликатно и со знанием дела ведет занятия Надежда Павловна. С ней словно в поток тихой радости входишь.

  "В земле мои корни"

– Солома на Руси была в ходу в любом хозяйстве и в быту. Обряды с соломой выполняли, кукол крутили, крыши крыли, – говорит уже об истоках своего мастерства Надежда Яркова, аккуратно складывая соломку обратно в упаковку. Даже обрезки сгодятся, когда будем Коньков делать. – В Белоруссии и сейчас с ней много работают, из поколения в поколение в учебных заведениях на курсах учат. Специально сеют рожь погуще. Рабочей частью считается стебель от колоска до первого коленца. Это примерно 50 сантиметров. Мы же грубой части обрезаем больше.

Заготавливает Надежда материал в период восковой зрелости, когда только-только пожелтела: срезает острым серпом, аккуратно, чтобы не помять, соединяет в снопики. "Наблюдаю за погодой, – поясняет она, – чаще это в августе. Если перестоит, переспеет – будет жесткой. Замачиваю, распариваю, сушу…".

Почти два десятка лет прошло с того дня, когда впервые увидела в журнале первый урок плетения. Душа художника, настроенная на красоту мира, отозвалась вдохновением. В ближайших библиотеках собрала все книги. И самостоятельно, как это уже не раз бывало, освоила старинное ремесло.

К этой поре жизнь вернула ее в родную деревню Кугаево Казанского района. И словно запустила следующий цикл – только уже не для девочки, мечтавшей о профессии художника, а для зрелого мастера, готового свои навыки и умения передавать другим.

Надежда Павловна вспоминает, как после окончания Дубынской средней школы поехала поступать в Тюменское училище искусств. Подготовка у нее была – по собственной программе. Сама ставила композиции для натюрмортов: бабушкин глиняный горшок с первыми цветами, драпировка из ткани, фрукты, для их покупки мама специально ездила на рынок в Ишим.

–  У нас даже не было уроков рисования, – рассказывает Надежда Яркова. – В Тюмени, в училище посмотрела, сколько поступающих да с хорошим уровнем. А я даже мольберта не видела. Не решилась со своими работами заявиться в приемную комиссию.

Еще более уверилась в решении, когда познакомилась с одной из абитуриенток. Она в третий раз потерпела неудачу, хотя художественную школу с отличием окончила. И девчонки на пару поехали в Богдановичи, в училище при фарфоровой фабрике поступили на художников-оформителей. Потом Надежда жила в Петропавловске, трудилась техником-графиком в конструкторском бюро, самостоятельно окончила курсы по уральской росписи.

В годы перестройки семья Ярковых не стала искать нового места, переехала в Кугаево. Надежда до пенсии работала в Дубынской школе педагогом дополнительного образования. Учила детей рисованию, мастерить в технике папье-маше, из соленого теста. Потом в расписании появился кружок "Золотая соломка". Редкое ремесло всем нравилось. Она умела удивить юных учеников, а сейчас – взрослых, ищет или сама разрабатывает образцы.

 Путешествие в сказку

У Ишимского музейного комплекса им. П.П.Ершова – многолетняя дружба с Надеждой Ярковой.

 Её объемные сказочные персонажи из пшеничной соломки, наполненные вначале солнечным светом, затем теплом умелых рук мастерицы, заметны на всех мероприятиях декоративно-прикладного творчества. Эксклюзивные изделия в технике редкого ремесла однажды увидела в общей экспозиции фестиваля "Данилушка" директор музея Петра Ершова Надежда Проскурякова и пригласила Надежду Яркову к сотрудничеству. Соломенные Коньки-Горбунки стали одним из приятных подарков лауреатами гостям Международной литературной премии им. Ершова.

В Ночь искусств в ноябре прошлого года Надежда Яркова провела первый мастер-класс для тех, кто мечтает освоить уникальное ремесло. Новички с удивлением рассматривали в музее авторскую выставку "Соломенное чудо". На ней представлены уже известные работы мастера – Жар-птица, Рыба-кит, Иванушка, другие персонажи всемирно известной сказки. Их мастерица создала по просьбе ишимского музея. А самую большую композицию "Волшебный сундук" она изготовила в Тюмень.

В один из деловых визитов уникальность экспонатов в музее оценили первый заместитель председателя Тюменской областной думы, координатор проекта "Единой России" "Путешествие в сказку Петра Ершова "Конек-горбунок" Андрей Артюхов и глава города Ишима Фёдор Шишкин. Тогда и возникла идея поддержки массового выпуска сувениров.

Во многом эту задумку призван реализовать проект "Золотая соломка" автономной некоммерческой организации "Центр реализации социокультурных программ и проектов "Град-Столица", поддержанный грантом губернатора Тюменской области.

– Одна из задач проекта – обеспечить востребованность уникального мастера, ведь без учеников это ремесло может исчезнуть, – рассказывает руководитель "Град-Столицы" Юлия Шестакова. – На практике уже видим, что точно определили и другую задачу. Общение, навыки рукоделия с особой радостью восприняты людьми с ограниченными возможностями здоровья. С целью разнообразить свой досуг, обрести новое хобби на занятия приходят активные пенсионеры. Любое ремесло – это хорошая арт-терапия: успокаивает нервную систему, повышает самооценку, дарит ощущения удовлетворенности жизнью.

Действие проекта "Золотая соломка" рассчитано на шесть месяцев, до 31 марта 2022 года. Надежда Павловна Яркова терпеливо учит всех желающих, а приходят до 10 человек в возрасте от 18 до 65 лет, плести из соломки уникальные вещи, игрушки и предметы интерьера, тем самым сохранив это уникальное ремесло в Тюменской области.

По окончании грантового проекта "Золотая соломка" Надежда Яркова и её ишимские ученики устроят выставку сувениров из соломки, что также будет способствовать развитию и продвижению туристического бренда Тюменской области "Путешествие в сказку П.П.Ершова "Конёк-Горбунок".

Людмила Марикова. Фото Василия Баранова.