Сто лет на охране стальных магистралей

Поделиться:

Профессиональный праздник – День ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, чья история неразрывно связана с развитием российских железных дорог, отмечается ежегодно 9 декабря. В этом году сотрудники службы отмечают серьезную юбилейную дату – столетие ведомства.

Железная дорога всегда была и остается стратегическим объектом, играющим важную роль в развитии экономики страны, и функционировать должна бесперебойно. Ведомственная охрана железнодорожного транспорта выполняет такие значимые задачи, как охрана объектов железнодорожной инфраструктуры и обеспечение сохранности перевозимых грузов. Сегодня под надежной охраной федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" находится свыше 2400 объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе более 1900 наиболее важных. Ее обеспечивают более 67 тысяч квалифицированных работников.

 В потоке времени

Стрелковая команда ст. Ишим входит в состав Сибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской железной дороге. Вместе со всем ведомством подразделение прошло большой путь.

Первый Ишимский отряд прекратил свое существование в 1952 году: часть личного состава попала под сокращение, другая была передана в подчинение Омского отряда. В 1961 году 3 СК, 4 СК, 7 СК и ВПК-2 ст. Ишим из Ишимского отряда военизированной охраны Омской железной дороги присоединены к Тюменскому отряду. В 1969 году был вновь сформирован 4-й отряд военизированной охраны Свердловской ЖД ст. Тюмень, в  состав которого в том числе вошли стрелковая команда ст. Ишим (СК-3), ВПК-4 ст. Ишим и 7-я команда первой категории (Ишим). Тюменский отряд как самостоятельное структурное подразделение просуществовал до 2006 года. 1 ноября 2006 года началась новая страница истории – Тюменский и Сургутский отряды ведомственной охраны были объединены в Сибирский отряд.

С 1970 года стрелковую команду ст. Ишим возглавляли Бесовнов, Мякишев Н.К., Смирнов А.Н., Яцинин Н. В., Походун Ю.Н., Пролубников В.Н. Сегодня под руководством начальника стрелковой команды ст. Ишим Александра Малышева штат из 122 человек.

- Хотя по факту – меньше, - говорит Александр Юрьевич. – В последнее время большая текучка – это, наверно, общая тенденция в разных отраслях. Самое слабое звено в нашей работе – невысокая заработная плата. Поэтому многие сотрудники совмещают несколько занятий, часто к нам идут пенсионеры МВД, у которых еще много сил и желания продолжать трудовую деятельность. Наш график "сутки через трое" позволяет иметь дополнительные варианты заработка, чтобы обеспечивать семью.

В числе достоинств службы - удобный график, полный соцпакет, невысокий, зато стабильный заработок и еще ряд преференций в коллективном договоре. Но и возьмут сюда далеко не каждого: соискатели проходят серьезный медицинский отбор, не должны иметь судимости. Все-таки железная дорога – объект повышенной опасности, сотрудники стрелковой команды имеют дело с оружием, все это налагает серьезную долю ответственности.

 Грузы под надежным присмотром

- Сто лет – большой срок, охрана на железной дороге прошла не только через ряд структурных преобразований, менялись и условия труда. Если раньше стрелки по охране грузов ездили на переходных площадках вагонов, то сейчас - в кабине рабочих локомотивов. Зато увеличились плечи сопровождения. Раньше наш участок располагался в границах Называевск – Вагай, сейчас сопровождаем составы от Войновки Тюменской области до Московки и Входной Омской области. Самые дальние точки: Камышлов Свердловской области и Барабинск Новосибирской области,  - отмечает Александр Малышев.

Сопровождение грузов в пути следования – основная деятельность ведомственной охраны ЖДТ, в стрелковой команде ст. Ишим эти функции выполняют 73 человека. Как правило, каждый состав сопровождает один стрелок. Его задача – принять груз в целости и сохранности с предыдущего пункта и довезти до следующего. Необходимо при приеме осмотреть грузовой состав на соответствие запорных устройств, целостность вагонов, отслеживать, чтобы возле состава не находилось посторонних лиц.

- Количество перевозимых по железной дороге грузов растет с каждым годом, так что нагрузка приличная. Конечно, мы сопровождаем не все грузы – только по договорам. Есть перечень номенклатурных грузов, которые подлежат обязательному сопровождению: взрывчатые материалы, ядовитые материалы, автотехника, различное топливо, военные грузы, ускоренные контейнерные перевозки – так называемые валютные поезда, которые идут через нашу страну транзитом, - добавляет начальник стрелковой команды.

Стрелком по сопровождению грузов начинал в 2008 году Дмитрий Трофимов. В охрану на ЖД транспорте ему посоветовала устроиться соседка, ветеран предприятия Мария Николаевна Лебедева, которая работала здесь вожатой служебных собак. С того времени Дмитрий Юрьевич прошел по всей цепочке: стрелок, оператор, сейчас исполняет обязанности начальника караула. Под его началом 26 человек, за каждого начкар несет ответственность в течение смены.

- Все-таки работаем на объекте повышенной опасности – железной дороге, к тому же с оружием, боеприпасами – спрос высокий. Четкий порядок и дисциплина – именно то, что мне нравится в нашей работе, - признается Дмитрий Трофимов.

 Патрули работу знают

В зоне ответственности стрелков по охране объектов – мост через реку Ишим и имущество железной дороги.

Железнодорожный мост и территории вокруг него – запретная зона. Здесь посменно несут службу 22 стрелка. Они осматривают проходящие поезда, чтобы не было нарушений, например, открытых дверей или пассажиров, путешествующих "зайцами".

Вместе с людьми несут службу сторожевые собаки. Всего их в штате стрелковой команды девять: четыре обходно-дозорных и пять сторожевых на мосту. За содержание хвостатых "коллег" отвечают два вожатых служебных собак. Старожил команды Валерий Николаевич Феропонтов пришел работать в 1991 году, в этом году отмечает 30-летие профессиональной деятельности. "Когда машзавод начал разваливаться, бывшие коллеги, которые ушли в охрану, позвали и меня сюда – на железной дороге была стабильность. Начинал в мостовой команде, за 22 года прошел все должности: от стрелка до начкара, подменял заместителя и начальника команды. Потом по состоянию здоровья перевелся на вольер, и уже десятый год здесь тружусь. Собаки у нас крупных сторожевых пород: помесь лайки и овчарки, алабаи. Служат по десять лет", - рассказывает Валерий Николаевич.

Также в числе старожилов команды, отработавших здесь не меньше тридцати лет: стрелки по сопровождению грузов Александр Владимирович Буреломов,  Сергей Анатольевич Фокин, Юрий Витальевич Колмаков, Сергей Петрович Побоев, стрелок по охране объектов Сергей Михайлович Гребенников, заместитель начальника стрелковой команды Игорь Анатольевич Филатов.

За сохранностью имущества железной дороги следит специализированная группа стрелковой команды совместно с отделом линейной полиции ст. Ишим. В группе посменно дежурят шесть человек, закреплен автомобиль. Участок обслуживания включает 279 километров– от входных светофоров ст. Вагай до входных светофоров ст. Называевская, где проходит граница Свердловской и Западно-Сибирской железной дороги.

- Патрулируем на предмет сохранности железнодорожного имущества, проверяем пункты приема металлов в полосе отвода, помогаем полиции с  установлением и задержанием похитителей, - объясняет Александр Малышев. – Хищения, чаще всего, сезонные: летом, когда есть доступ к железной дороге, перед праздниками часто активизируются злоумышленники. Процент раскрываемости таких преступлений довольно высокий, а обстановка в целом спокойная.

Хорошо знакома такая работа пенсионерам МВД. Игорь Вячеславович Афонин за короткое время зарекомендовал себя как один из лучших стрелков специализированной группы.

- В 2018 году вышел на пенсию и сразу устроился в охрану. Один из плюсов – непрерывный стаж с учетом срока службы в полиции, что отражается на заработной плате. Работа знакомая – с людьми контактировать умею, обращаться с оружием тоже, что такое служба с ее дисциплиной и распорядком, знаю. Так что мне здесь нравится, коллектив дружный, - отмечает Игорь Афонин.

Вклад в общее дело

Сотрудники ведомственной охраны железнодорожного транспорта вписали немало ярких страниц в летопись своего ведомства на всех этапах его развития. И сегодня часовые стальных магистралей продолжают достойно нести свою нелегкую службу. Они убеждены, что это дело настоящих мужчин, требующее выносливости, терпения, быстроты реакции, а главное – понимания огромной ответственности, которая возложена на коллектив стрелковой команды. Благодаря этому ведомственная охрана по праву является надежным звеном системы жизнедеятельности единого железнодорожного комплекса России.

В преддверии профессионального праздника Александр Малышев пожелал коллективу самого главного – здоровья сотрудникам и их семьям. Пандемия отразилась и на деятельности стрелковой команды – не хватает людей на замену заболевшим, второй год не проводятся традиционные спортивные соревнования, которые способствуют сплочению коллектива, организации совместного досуга.

- Поздравляю всех сотрудников со столетним юбилеем ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ. Выражаю благодарность за качественное и ответственное выполнение служебных обязанностей. Заслуги отличившихся в профессии работников будут отмечены почетными грамотами и благодарностями ведомства, администраций Ишима и Ишимского района, Ишимской городской думы. Пусть работа приносит удовлетворение, в семьях все будет хорошо и благополучно и не оставляет вера в лучшее, - пожелал коллегам Александр Малышев.

Марина СЕРГЕЕВА. Фото Василия БАРАНОВА.