В гостях у ишимцев – выставка художника–микроминиатюриста из Омска

Поделиться:

Однажды уже мастер многих рукотворных дел Анатолий Коненко, как и капитан Грей из «Алых парусов», принял к исполнению одну нехитрую истину: «Чудеса надо делать своими руками! Если душа человека жаждет чуда – подари ему красоту».

Что стоило блоху подковать?

Прежде всего, состояния красоты и постоянного ее поиска жаждет душа художника. Создание "Чудес под микроскопом", а именно так называется экспозиция в музее "Городская управа", для него – повседневный труд. И каждое произведение искусства от Коненко – шедевр. Часто его сравнивают с героем Лескова Левшой.

– На то, чтобы подковать блоху, мне понадобилось семь лет, – показывает Анатолий Иванович одну из ранних композиций – настоящую блоху с золотой подковой размером 0,25 на 0,2 миллиметра (в шесть миллионов раз меньше подковы лошади).

Импульсом такого кропотливого творчеству когда-то стали портреты. Первый из известных – автора "Преступления и наказания", его рельефный в половине вишневой косточки портрет – в фондах Омского музея им. Достоевского.

В топ самых знаменитых работ Коненко отнесена мини-копия первого искусственного спутника Земли: корпус диаметром не больше 0,05 миллиметра из золота с четырьмя антеннами из вольфрама помещен на кончик волоса. Самый маленький в мире аквариум из стеклопластика мастер делал три недели, в него при демонстрации запускали живые водоросли и мальков данио-рерио. Миниатюрная модель бас-гитары "Skorpions" размером 9,9 миллиметра с золотыми струнами и логотипом группы в половинку кедрового орешка лежит на пластине из бивня мамонта.

"Ах!", – сказал в 2013 году руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский, когда ему вручили от Анатолия Коненко микроминиатюру с портретом Екатерины Великой. Художник воплотил замысел акварелью на срезе бивня мамонта размером 1,7 на 2,3 сантиметра.

В категорию самых крошечных причислены маникюрный набор, спиннер весом 0,31 грамма – подарок для внучки, действующая копия олимпийского факела масштабом один к 24 (39,6 миллиметра), весом меньше грамма. И спиннер, и факел внесены в Книгу рекордов России.

Каждый экспонат в витринах ишимского музея вызывает такое же удивление: Преображенская церковь в Кижи на волосе, купола ее выточены из грецкого ореха, кресты – из золота, колье для бабочки – дар для музея миниатюр во Франции, шахматы размером 8 на 8 миллиметров из бивня мамонта на срезе уральского агата, мини-снаряды для художественной гимнастики на срезе кедрового орешка, золотой логотип Apple на зернышке яблока, композиция "Хохломская роспись" – тарелки (5 на 5 миллиметров) из кости мамонта, расписанные акварелью на серебряной скани.

 Мастак на рекорды

Выпуск книг раскрыл новые грани талантов Коненко. Сборники – в качественных ручной работы переплётах из разных материалов, с неповторимыми изящными орнаментами. При их издании Анатолий Иванович – художник, дизайнер, гравёр, переплётчик.

Авторская коллекция насчитывает более четырехсот мини-книг. В 1997 году удалось издать тиражную супермикрокнигу размером менее одного миллиметра. По всем параметрам – размеру, количеству страниц, строк и букв на странице, сшивному переплёту, цветным иллюстрациям – она превзошла бывшую рекордсменку из Шотландии (1 на 1,5 миллиметра). Об этом официально объявлено на XV Всемирном Конгрессе в г. Вифлееме (США), где Анатолий Коненко представил супермикрокнигу А. П. Чехова "Хамелеон" размером 0,9 на 0,9 миллиметра, которая в 2002 году занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Этот рекорд вывел Россию на первое место в мире в области издания микрокниг. В 2006 году Анатолий Иванович совместно с сыном Станиславом выпустил офсетной печатью в два цвета "Алфавит" размером 0,8 на 0,8 миллиметра.

На выставке в Ишиме представлено более сотни книг литературной классики.

– Много интересных композиционных штучек, – откликается Анатолий Иванович, одновременно монтируя часть экспозиции с миниатюрами живописи. – Использую разный материал при конструкции: дерево, камень, кость, бересту. Есть популярные авторы, есть "Веды", "Славянская азбука" с 49 буквицами, "Изумрудные скрижали" Герместа Трисмегиста, "Велесова книга". Сейчас в работе переплет из рыбьей кожи для новеллы Хемингуэя "Старик и море". Вот книга Достоевского "Преступление и наказание" с переплетом из дерева. Она – как ощетинившийся морской еж – с шипами от акации, в ней – более 70 моих гравюр. Беру для оформления интересную мне книгу. Понравилось с берестой работать, но через несколько изданий возник вопрос: может, застежки как-то по-другому? Так появилась новая серия.

На витрине "Городской управы" уже обрела место шкатулка с самым маленьким в мире Кораном на арабском языке. Большая же часть книжных экспонатов лежит еще горкой. Первой из книг выделяю крошечного "Маленького принца" Антуана де Сент Экзюпери. Затем серию "Птица счастья" в деревянных переплетах из корейской сосны и ели.

Мастер выбирает книгу о творчестве художника Константина Васильева, чтобы показать следование всем канонам печатного дела: на каждой книге есть выходные данные – год издания, тираж. В данном случае – 30 экземпляров. А вот "Омские улицы"… Их всего три.

– Дал поэтам задание написать про наш город, – рассказывает Анатолий Иванович, – Вот Владимир Балачан, автор известной песни "Хлеб – всему голова", Михаил Симонович, автор песни об Омске, и другие. Иллюстрировал книгу графикой с изображением известных памятников, изготовил для победителей в золотой, серебряной и бронзовой обложках.

Делать подарки любимому городу доставляет радость мастеру. Так, к юбилею он выгравировал слова "Омск! Мы гордимся тобой!" на своём волосе. Волос помещён в середину буквы "О". Название выложено крупинками песка, собранного на слиянии рек Иртыш и Омь, на белой керамической пластине. Количество песчинок соответствует номеру буквы в алфавите. Вот такие тонкости искусства, о которых знает только сам!

 С настроем на творчество

– Какими же талантами обладает мастер Коненко? – повторяет он вопрос. – Легче сказать, какими не обладает…

 С1981 года первым в Сибири начал заниматься искусством микроминиатюры. Учился, но чаще изобретал технологии письма на рисовых, маковых зёрнышках, на человеческом волосе, приемы чеканки, литья из гипса, микро – живописи, графики, скульптуры, резьбы по кости и на косточках плодовых деревьев, макетирования, освоил ювелирное и токарное направления, вышивку, вязание, фриволите, пэчворк, для сшивания деревянных и каменных книг – древнеегипетский коптский шов.

Композиции часто подаёт в масштабном сравнении с насекомыми, с более объемными предметами, что позволяет выигрышно проявить уникальность. Скрипка в лапках кузнечика сразу навевает известный поэтический образ, караван верблюдов в ушке иголки раскрывает библейские строки... Любуйтесь искусством мастера Коненко, вдохновляйтесь тем, что при желании, при любви к делу можно всему научиться и многого достичь.  

Он с большим успехом экспонировал работы в музеях Америки, Японии, Вьетнама, Таиланда, Германии, Франции, Испании и других странах. Они есть в коллекциях у российского, корейского, белорусского, чешского, словацкого президентов.

Людмила Марикова. Фото Василия Баранова.