" Желаем мира и благополучия…"

Поделиться:

В семейном музее Бурматовых выделен специальный раздел о ветеранах Великой Отечественной.

Некоторое время на моем редакционном столе лежала пара листков бумаги с записями Марии Никитичны Мальцевой. В 1998 году она вместе с фронтовой подругой Зоей Ионовной Катышевой отдыхала в санатории "Ишимский" и наряду с хорошим отзывом написала несколько фактов военного периода своей жизни.

 Крепкая родословная

Передала мне записи заместитель председателя райсовета ветеранов Зинаида Макарова. Сведений было недостаточно, и материал ждал своего часа. Неожиданно полную биографию Марии Мальцевой я получила в Ишиме, в частном музее Бурматовых. О его деятельности мы рассказывали в "Ишимской правде" за 15 января этого года. Зинаида Николаевна и Александр Петрович бережно хранят память о родственнице. Хозяину дома она приходится тетей.

Родилась она в д. Дымковка Ишимского района в многодетной трудолюбивой семье потомственных крестьян 9 апреля 1922 года. Добрые взаимоотношения отца и матери друг к другу, к односельчанам, к работе стали примером. Мария Никитична рассказывала Зинаиде Бурматовой, как они поженились. В 1920 году сваты из Дымковки поехали выбирать невесту сыну Никите. Первая жениху не понравилась. Сказали, что есть ещё девушка на выданье – в д. Макарово. Она, Катя Земляных, приглянулась сразу. Сыграли свадьбу. Молодые приехали жить под одну крышу с Андреем Игнатьевичем и Фёклой Яковлевной Бурматовыми.

Семья считалась зажиточной, потому что держали лошадей, коров, коз, овец, птицу. В большом двухэтажном доме проживало одиннадцать человек. Все трудились от зари до зари. В 1929 году рядом с родительским построили добротный дом, который сохранился до сей поры. Пожить спокойно довелось недолго: началась коллективизация, обернувшаяся горем для крепких крестьянских подворий.

– В 1931 году отец назначен бригадиром полеводческой бригады, – рассказывала Мария Никитична. – Возле третьего завода на площади в 80 га посеяли пшеницу, но нашествием саранчи посевы были уничтожены. За это отца заклеймили врагом народа, продержали несколько месяцев до суда в тюрьме. К счастью, оправдали. Но этот случай показал и крепость нашей семьи, даже рода, когда от голода нас спасали в семье Зыковых, у тетки по отцу Василисы Андреевны и ее мужа Елизара Григорьевича в д. Завьялово. После окончания 10 классов и курсов бухгалтеров я поступила на работу по этой специальности в колхоз. 

 Стала девушка солдатом

Война в первые же месяцы отозвалась болью для семьи: в деревню пришли похоронки на брата и дядю, которые, не доехав до фронта, погибли при бомбежке. Мария Никитична тоже написала заявление о желании уйти в армию добровольцем.19 августа 1942 года из Ишимского районного военкомата ей прислали повестку с направлением для учебы в военно-медицинское училище им. Щорса, которое было эвакуировано из Ленинграда в Омск.

– Вот подлинный документ от 5 сентября 1943 года – свидетельство об его окончании, – проводит для меня экскурсию Зинаида Бурматова. – По всем предметам – не только  медицинским, но и по огневой и строевой подготовке, знанию устава, топографии, инженерному делу – военфельдшер Мальцева получила отличные и хорошие отметки.

В Омске у Марии случилась кратковременная встреча с родным братом Иваном. Призвали его на фронт чуть ранее и на подготовку отправили в этот же город. Мария Никитична вспоминала: "Сижу на подоконнике в училище, повторяю урок, смотрю: привели солдат для уборки тротуара от наледи,  а один из солдатиков так похож на брата, вглядываюсь: Ваня! Командир отпустил меня на пару минут. Брат сообщил, что не сегодня-завтра отправляют на фронт и что кормят их плохо. Мои подруги собрали для него все свои суточные пайки. Проводить его прибежала на вокзал. Свидание длилось всего десять минут. Больше Ванечку я не видела. В 1943 году на него пришла похоронка".

Сама Мария Никитична в апреле этого же года получила звание младшего лейтенанта медицинской службы и направлена в Москву в медицинский резерв. Ее же сокурсница Зоя Катышева, с которой потом дружили всю жизнь, – в управление Волховского фронта фельдшером на санитарный поезд. Мария затем была командирована  на Калининский фронт в 242-й зенитно-артиллерийский полк в составе 80-й дивизии. Эта часть охраняла железнодорожные пути, аэродромы, по которым следовал полковник Василий Сталин, сын Иосифа Виссарионовича Сталина, поэтому место их дислокации часто подвергалось жесточайшим бомбардировкам.

Юная Мария Бурматова – фельдшер дивизиона – должна бала успеть в три далеко разбросанных друг от друга взвода. Добираться до них приходилось на крышах поездов, подножках вагонов, пешком через болота, однажды – на барже с пленными немцами. На листочках, которые хранились у меня, а сейчас я передам их Бурматовым, есть такой факт: на ст. Пено Калининской области ее часть участвовала в захоронении Лизы Чайкиной, бывшего секретаря райкома комсомола, казненную фашистами. В военном билете фронтовички есть и такая запись: с августа по декабрь 1944 года воевала в составе 553 зенитно-артиллерийского полка малого калибра Второго Западного фронта ПВО. В городе Волхове во время налета вражеских самолетов взрыв прогремел совсем рядом, и ее засыпало землей. С контузией отправили в госпиталь в г. Поневежис (Литва). Победу встретила вместе со своим полком на Центральном фронте.

Очередное распоряжение – в кадры медицинского резерва в Москву. До сентября 1945 года работала в наградном отделе на Красной площади, вписывали ордена и медали, благодарности в личные дела фронтовиков. Затем – направление фельдшером в г. Баку, на стройку узкоколейной дороги, далее – в Ростов-на-Дону. Только в июне 1946 года Мария Никитична вернулась домой. Награждена она орденом II степени, медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", юбилейными.

Трудовая биография Марии Мальцевой (Бурматовой) связана с городской СЭС, где она работала 22 года. Во время вспышки дизентерии ее перевели в железнодорожную СЭС, оттуда и вышла на пенсию. И еще 20 лет трудилась в пионерском лагере диетической сестрой, добавив к имеющимся боевым наградам звание "Ветерана труда", благодарности и почетные грамоты.

 Пусть счастливы будут сыны

В архиве семейного музея Бурматовых есть записи воспоминаний Ильи Георгиевича Тимошина, спутника по жизни Марии Никитичны в течение почти 30 лет.

Его боевой путь протянулся от Сталинграда до Берлина. После Сталинградской битвы батальон, в котором служил Илья Георгиевич, из-за огромных потерь был расформирован. Но впереди – долгие версты по военным дорогам. Рота автоматчиков, прикрепленная к танковой части, в которой служил младший сержант Тимошин, вела бои под Ростовом. В селе Хлебном решили залить воду в кипящие радиаторы танков.  

– Несколько раз опускал ведро в колодец, – не идет и всё тут, упирается во что-то, – рассказывал Илья Тимошин. – Присмотрелся вниз: как будто корзина, а в ней какой-то сверток. Сделал крюк и стал пытаться поддеть предмет, что через некоторое время удалось. Мать честная! В тряпье лежал ребенок! Старая селянка с горечью поведала, что накануне фашисты расстреляли молодую женщину, а ребеночка сбросили в колодец. Что делать? Передал ей малыша, оставил данные о себе. И опять – "дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая".

Через многие годы Илья Георгиевич узнал, что парень вырос, стал военным и всегда называл Тимошина своим отцом-спасителем.

– Ушли из жизни дорогие нам люди, ветераны Великой Отечественной, – продолжает листать альбомы, перебирать документы Зинаида Бурматова. – Илья Георгиевич немного не дожил до 71-й годовщины Победы, Марии Никитичны не стало 30 ноября 2019 года. Память о них храним. И посетители нашего музея, особенно ребятишки, с трепетом рассматривают подлинные вещи военной поры, перебирают награды. За орденами и медалями – повседневный труд обычных юношей и девушек, которые честно выполняли свой долг – защитили Отечество.

А в отзыве в 1998 году Мария Никитична Мальцева написала: "Желаем всем самого дорогого – мира, благополучия в семьях, здоровья, успехов в труде. Храни вас Бог, дорогие!"

Фото предоставлены Зинаидой Бурматовой.

Людмила Марикова.