На этапе активной реализации в Ишиме находится проект, который был поддержан грантом Президента Российской Федерации в первом конкурсе этого года. Его программа позволила включить в практику социально-психолого-педагогического центра по оказанию услуг населению «Лабиринт» новые методики по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
С мая по ноябрь в проекте "Безграничный мир" приняли участие более 80 детей в возрасте от пяти до 18 лет и более 60 родителей. В центре накоплен архив видео- и фотоматериалов, в которых отражено их настроение.
Ребята энергичны на лечебной физкультуре с применением такого оборудования, как интерактивный пол. Это оборудование как раз и приобретено за счет средств данного проекта. Проецирование с потолка на пол готовых цветных сюжетов позволяет увлечь детей посильными играми: побегать и разогнать осенние листья, поймать микроба и прыгнуть на него так, чтобы тот разлетелся. С таким же азартом они занимаются на баланс и рокербордах – тренажерах для развития координации движений и умения поддерживать баланс тела на неустойчивой поверхности, доске-балансире Бильгоу для мозжечковой стимуляции.
– Активность – явление неудивительное, – комментирует просмотр директор центра, заместитель директора и доцент кафедры педагогики и психологии Ишимского пединститута им. П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ Наталья Карпова. – Сложнее как раз наоборот – призвать особенных и своенравных детей к дисциплине.
Но и это в центре удается. В сенсорной комнате вместе с мамами и инструктором наслаждаются музыкой и медитациями, спокойно занимаются в классе песочной терапией, рисованием эбру, собиранием пазлов, другими настольными играми.
– Потому что многие участвуют уже не в первом проекте центра "Лабиринт",– продолжает Наталья Владимировна, – были задействованы в программах "СБЕРежем здоровье детям", "Следы на песке", других, поэтому увереннее осваивают тренажеры и выполняют задания. Используя новое оборудование, мы наблюдаем у ребят, говоря профессиональным языком, нейропсихологическое развитие межполушарных связей.
В подтверждение этих слов в видеосюжете видим, как встав на нейротренажер, ребенок удерживает баланс и одновременно считает до 10, затем поет куплет песенки "О дружбе". Инструктор усложняет задание, предлагая еще и ловить мяч. Мальчишка явно доволен результатом.
– Любая положительная динамика в развитии, в обретении социальных навыков радует и специалистов, и родителей, – говорит Наталья Карпова. – Особенно такой, к примеру, успех, когда шестилетний Денис с задержкой речевого развития стал лучше говорить. Сказались и его занятия с логопедом.
Чуть менее трети занятий осталось из запланированных 96 групповых и 30 индивидуальных консультаций для родителей по проекту "Безграничный мир". Уроки проводят психолог Екатерина Кузнецова, дефектолог Лариса Врублевская, социальный педагог Наталья Брызгалова, инструктор по лечебной физкультуре Ирина Поливаева.
– После завершения программы проекта "Безграничный мир" будем участвовать в других грантовых конкурсах для поддержки детей с особенностями развития, – именно успешная деятельность в реабилитации такой категории позволяет Наталье Карповой сделать вывод. – Особенные дети – среди нас. Им нужно общение, принятие, дружелюбие, понимание и забота. Как, собственно, всем нам в жизни. С психологической точки зрения толерантность, как способность воспринимать другого человека, нужное качество. Оно позволяет нам становиться более ответственными, уважительными, эмоционально устойчивыми. Гуманными. Взрослыми и мудрыми. Открытыми миру.
Фото предоставлены Натальей Карповой.
Людмила Марикова.