14 ноября - Международный день логопеда. Тюменский логопед рассказала порталу «Мегатюмень», когда следует обращаться к специалистам по коррекции речи.
Речевое развитие у детей протекает по-разному. Большинство пап и мам начинают волноваться, когда ребёнок плохо говорит в три года. В норме словарный запас в этом возрасте доходит до 1000 слов, ребенок говорит предложениями, строит вопросы, отрицания, использует прошедшее время, множественное число.
- Если в речи трехлетнего малыша только отдельные слова (мама, папа, дай) и звукоподражания (би-би, гав, му), вместо называния он показывает на предмет или изображает действие, произносит необычные слова, допустим, не машина, а "мобиви" или чужие речевые штампы повторяет, не желает общаться с вами, то пора обеспокоиться, - пояснила логопед Валентина Ушакова. - Также родителей должно насторожить, если ребёнок в четыре года говорит только короткие двухсоставные фразы, например, дай пить, киса мяу, а развернутая фразовая речь отсутствует. Если пятилетний ребёнок разговаривает предложениями из 3-5 слов, но в речи много грамматических ошибок, малыш не согласовывает слова в роде, числе, падеже, переставляет или выпускает слоги, неправильно произносит или путает звуки. Если в речи вашего малыша появились запинки, обязательно покажите его неврологу и логопеду, несмотря на возраст.
Если вы заметили речевые сложности у ребёнка, первым делом обратитесь к логопеду и неврологу. Они могут отправить на дополнительную консультацию к нейропсихологу, психологу, психиатру, сурдологу — для уточнения причин речевых трудностей. Это может быть снижение слуха или нарушение центральной нервной системы. Нередко причины речевых проблем выявляются социальные. К примеру, если ребёнка всегда понимают без слов, то ему нет смысла учиться общаться. Осваивать речь, вступать в коммуникацию — это сложные и энергозатратные процессы. Проще использовать крики, жесты, плач, некоторые звуки, иногда простые слова.
Самый главный совет – не занимайтесь самодеятельностью. Осуществляйте коррекцию вместе с опытным логопедом. Самостоятельно или при помощи видеоуроков вы можете вызвать и прочно закрепить неверное произношение, исправить которое будет гораздо сложнее, и занятия займут больше времени. Если вам всё же не терпится позаниматься с молчуном дома, то специалисты рекомендуют просто чаще разговаривать с ребёнком, играть в игры на развитие понимания речи: одевайте игрушку, повторяя элементы одежды; учите части тела, показывая их на кукле, разглядывайте и называйте картинки, изображающие разные действия. Говорите с ребёнком так, чтобы он вас слушал, а не воспринимал как "белый шум". Разверните к себе, привлеките его внимание, установите контакт через игру и говорите чётко, используя простые предложения и разбивая длинные фразы.
Очень важно петь ребёнку и вместе с ним колыбельные и "пестушки". Они учат воспринимать ритм, что полезно для развития речи. Тренируйте чувство ритма: малыш отворачивается или закрывает глазки, а вы выстукиваете карандашом ритм, который потом надо повторить. Развивайте фонематический слух, изображая звуки разных бытовых предметов, домашних животных, играйте с разными музыкальными инструментами, учите отличать голоса и интонации.
Не забывайте развивать мелкую моторику. Сама по себе она речь не запускает: здесь важна не просто свободная манипуляция с мелкими предметами, игрушками, а именно чёткое выполнение конкретных шагов, последовательность действий, которую вы предлагаете выполнить. И главное, не перегружайте малыша, иначе ему не захочется заниматься в следующий раз.