Культурологические беседы – привычный формат занятий в клубе любителей чтения «КЛюЧ». В очередной раз гостьей модельной библиотеки стала кандидат филологических наук Ольга Самсонова.
Неповторимый Калининград
Лето для Ольги Самсоновой, путешественника, странника по сути своей, пролетело в открытии новых в России мест. На этой встрече она фотографиями иллюстрировала рассказ о Калининграде (Кенигсберге), Зеленоградске и Светлогорске.
– Разрушенный в 1946 году после Нюрнбергского процесса по операции "Возмездие" Калининград все-таки вновь обрел свой неповторимый облик, – щедро делится впечатлениями Ольга Николаевна. – В центре его нет особой красоты, привычной нам в других городах: разрушенный замок, недостроенное здание Дома Советов, в простонародье – "близнецов", гостиница "Калининград", рыночный развал. Но есть у родины янтаря морское побережье с выходами в Балтийское море, Рыбацкая деревня, яблоневые и сливовые сады, остров Канта, форды, искусственные водоемы, в фонтанах которых солнце часто отражается радугой, центральные королевские ворота, музей мирового океана, картинная галерея, арт-объект с часами времени во всех регионах России.
А вот, по мнению и Ольги, и ее собеседников, примеры, достойные применения в других местах. Первый – успешное вложение частного капитала в культуру города. Владелец марципановой фабрики открыл музей марципана и в Доме смотрителя Высокого моста (Доме Мюнхгаузена) оформил богатейшую коллекцию открыток с видами Калининграда. Вход в оба заведения бесплатный.
Второй поучительный пример связан с архитектурой. В 2018 году перед чемпионатом мира по футболу дизайн серых коробок хрущёвок облагородили так, что каждый дом оригинально вписался в историческую застройку в ганзейском стиле, присущем городам на побережье Балтийского моря. Облик города еще более стал соответствовать эпитету "неповторимый".
Продолжение "Гофманианы"
И все-таки встречу в модельной библиотеке Ольга Самсонова не случайно начала с просмотра мультфильма "Щелкунчик", ведь Кёнигсберг – родина писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Там он окончил университет, создал свои первые литературные, живописные и музыкальные произведения. Дом на Французской улице, где жил великий сказочник, не сохранился, на этом месте стоит камень с памятным знаком.
С балета на музыку Петра Чайковского немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник Гофман стал известен в России.
– Третье имя – Амадей – он взял осознанно в возрасте 30 лет, – продолжает Ольга Николаевна. – Из преклонения перед Моцартом. А какое начальное имя он заменил, поищите на досуге. Готовил себя в музыканты. Зарабатывал же по совету семьи юриспруденцией, еще рисовал дружеские шаржи, особенно во время войны с Наполеоном. Но прославился больше как сказочник. Чаще всего так и бывает: гении достигают успеха в том деле, которое творят по зову сердца.
В таких отсылках к дальнейшим поискам информации тоже кроется умение Ольги влюбить в тему, которая интересна ей. Конечно, члены "КЛюЧа", которым руководит библиотекарь Тамара Басаргина, председатель Светдана Вдовина) потом уточнили, что сменил Гофман имя "Вильгельм". Заметки о музыке вообще публиковал под псевдонимом "Иоганн Крайслер".
Главное событие, из-за которого случилось путешествие: в Калининграде 20 сентября этого года открыт первый в России памятник Гофману. Создал его в своей петербургской мастерской Дмитрий Новаков, жизнью и творчеством тесно связанный с Ишимом.
Пока бюст весом в 180 килограммов установили на территории областного историко-художественного музея – в том самом районе, где создатель Щелкунчика, Крошки Цахеса и Кота Мурра провел свои детские и юношеские годы. Дмитрий Новаков трудился над бюстом пять лет.
– Мастерская его располагается в мансардном помещении. Лифта нет. В итоге полтонны глины художник поднимал на седьмой этаж "на себе", – рассказывает далее Ольга Самсонова. – Трудности Дмитрия не остановили. Наоборот, он усмотрел в ситуации некий символизм. Ведь и Гофман во время скитаний по Германии прожил несколько лет в мансарде. Умер он в 46 лет. Дмитрий начал работу над памятным знаком в этом же возрасте, словно продолжил его творческие начинания.
Бронзовую скульптуру отлили в Санкт-Петербурге, в Калининград ее доставили самолетом. Пока памятник будет стоять в фойе музея. В июне следующего года после разработки архитектурного решения, после того как Дмитрий закончит работу над постаментом, его установят в городской среде.
"Муза живописи"
Работа с таким названием Дмитрия Новакова хранится в фондах Ишимского музейного комплекса. Как и "Раскаяние", "Трубящий ангел", "Мария", "Вдохновение", "Екатерина", "Виктории быть! (Петр I)".
Именно в музее с 2004 года он обретал мастерство скульптора. К этому времени он окончил Ташкентский государственный пединститут им. Низами. Учитель черчения, рисования и труда имел успешный опыт преподавания в школе. Еще его регалии: член творческого объединения художников секции графики при Академии художеств Узбекистана, лауреат международных конкурсов, обладатель первой премии "Золотой карандаш" как лучший график года.
Родился он в Новосибирске в 1970 году. Отец после окончания института получил распределение в Ташкент. Дмитрий же – выпускник школы № 5 г. Ишима, художественной школы (студия Григория Шарапова).
Персональная выставка графики и малой пластики в музее называлась "Пластика момента".
При открытии барельефа Антону Чехову на ул. Фрунзе ишимцы назвали Дмитрия Новакова современным меценатом. Он смутился, но дальнейшая его творческая биография во многом так и складывается. Тогда же выразил свою верность городу, сказав: "Ишиму в очередной раз повезло, что здесь, в провинциальном сибирском городке, останавливался великий русский писатель. Эту историю можно считать маленькой, всего в один день, но можно считать и длинной, потому что классика вечна. Она воспитывает, дает образование, чувство Родины. Пусть установка подобных памятников станет в Ишиме хорошей традицией".
И сам же в эту традицию продолжил вкладываться, подарив барельеф Петру Павловичу Ершову, малую скульптуру "Воробей".
– Я привезла еще "Белочку", ищем, куда ее лучше установить, – уточняет Ольга Самсонова.
В 2004 году рекордное число зрителей в Ишиме и в Тюмени собрала его экспозиция тонкой графики "Посвящение Андерсену". На экскурсии в исполнении автора приходили классами из художественной школы, группами – студенты. От Андерсена потянулись ниточки до Гофмана, а потом – до Санкт-Петербурга, сейчас вот – до Калининграда. Однажды в Москве на Арбате друг спросил его: "А Гофмана ты читал?" Это стало неожиданностью. Купил в букинистическом в Ташкенте книгу сказок. А далее – еще вопрос от почти незнакомого человека: "А хотел бы ты в Калининград?". На отговорки последовал ответ: "Не спрашиваем, есть ли деньги. Ты хочешь или нет? Приезжай". Этот человек потом показал художнику все заповедные места Калининграда, Зеленоградска, Светлогорска. Сказал: "Здесь родился Гофман, а памятника его нет до сих пор. Сделай!"
Через преодоления и одновременно через вечную радость творчества, которая полнится у Новакова и пластикой момента, и музой вдохновения, памятник Гофману обретает место на родине писателя.
На одном из фото в мастерской Дмитрия засветилась еще одна – пока глиняная – скульптура барона Мюнхгаузена на ядре.
– Это приостановленный заказ предпринимателя из Ишима, – пояснила Ольга Самсонова. – Барон Мюнхгаузен ведь в реальности имел отношение к Ишимской оборонительной линии. В Омске эту историю воплотили в издательско-художественный проект. Скульптура же из-за приостановки какого-либо финансирования начала разрушаться. Скорее всего, тот же меценат из Калининграда подхватит и эту работу. Пусть сбудутся все чаяния талантливого Дмитрия Новакова, которого мы считаем нашим земляком.
Людмила МАРИКОВА. Фото Василия БАРАНОВА.