"Сделано с любовью" – от Елены Антоненко

Поделиться:

Руководитель фирмы «Ишимское чайное производство», мама четверых детей владеет редким мастерством – золотным шитьём. По русским традициям уголок для своего рукоделия она называет светлицей.

Православное узорье

Закрепляя на столе полотно с начатой вышивкой, Елена Владимировна рассказывает о традициях старинного рукоделия.

На Русь золотное шитье пришло с христианством из Византии. Вышивкой занимались в царских и великокняжеских домах. Уходившие в монастыри женщины часто имели послушание золотошвеек. Выделились школы и крупные золотошвейные мастерские (светлицы): столичные "царицыны", Строгановых и Старицких.

– Ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась в храмах для создания хоругвей, облачений, богослужебных наборов, покровцов, плащаниц, дароносиц, икон, закладок для Евангелия и Апостола, других вещей, – продолжает Елена. – Золотошвейки используют натуральные ткани, шёлковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, канитель, бить.

Эти сведения и навыки мастерица получила в золотошвейной школе Санкт-Петербурга. К желанию научиться тонкостям красивого и кропотливого рукоделия привела сама жизнь. В 2015 году как закройщик одежды получила заказ – сшить облачение для священника. Не раздумывая, согласилась. Построение выкроек любой сложности не пугало, каноны конструирования такой одежды тоже проворно освоила.

– Хотелось сделать красиво, так, чтобы не было ни у кого из местных, – вспоминает Елена Владимировна. – Нашла рисунок вышивки. Но, оглядываясь на тот опыт, спрашиваю: "Что это такое?"

Хорошо над собой иронизировать, уже имея свидетельство об окончании золотошвейной школы – с хорошими преподавателями, усвоением основ и техник, знанием различных швов: "вприкреп" (мягкий и счётный), литой и литой "в раскол"), двойной сложный, "бабий", волнистый, "корзиночка", "рядки", "городок", "ягодка", "разводная клетка", "пёрышки" и других.

– Мне повезло: училась у мастеров церковного искусства, – говорит с уважением. – Образцы и фотоотчеты выполняла в срок. Искусство золотного шитья завораживает. Преподаватель Елена Катасонова остается моим консультантом.

Шьет словно вьет

И улетели выполненные ею заказы церковного назначения на Север, в Центральную Россию, один – в Америку.

По канонам вышивает две подвесные иконы (пелены) – Пресвятой Богородицы (Игоревской) – на голубом бархате и Святителя Николая Угодника – на желтом. Выполнены уже отливающий золотом нимб, лики, объемные складки одежды. Вязь – величание на церковно-славянском языке: "Величаем тебя, Пресвятая Дева…" – будет орнаментом для образа Богородицы, растительный орнамент – для Николая Угодника.

Натуральный бархат голубого цвета использован на литургическом комплекте – воздухе (с ударением на "у"). По настилу белью покровцов рассыпаны жемчуг, кораллы и агат. Рисунок – от Елены: колоски – символ плодородия и жатвы, лилия – любимый цветок Богородицы.

На рабочем столе – материалы: китайский шелк (не крученый, из шелкопряда), жёсткая и мягкая канитель, тоненькая хлопчатобумажная нить, бить – мишурная металлическая нить.

– Швы "вприкреп" веду поверх настила, – поясняет Елена. – Рисунок складывается из стежков длиной в доли миллиметров. Работаю двумя руками сразу начисто, все тонкости продумываю при составлении орнамента. Техники подбираю в зависимости от цели вышивки.

Целей в искусстве золотного шитья с некоторых пор у Елены все больше. В этом году она стала участницей областного онлайн–акселератора "Путь ремесленника". Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Организаторы акселератора объединили на своей площадке разные регионы России. Ремесленники из городов и сел Тюменской области посещали лекции, получали консультации от экспертов из Казани, Москвы, Петрозаводска, Архангельска, Улан-Удэ и родной Тюмени.

Заявки на участие в "Школу ремесленника" подали 119 мастеров, среди них – гончары, кузнецы, керамисты, столяры, ткачи, мастера по урало-сибирской росписи, бисероплетению, вышивке, валянию из шерсти, резьбе по дереву, камню и кости, других техник.

25 мастеров, среди них – единственная мастерица золотного шитья Елена Антоненко из Ишима, прошли конкурсный отбор и индивидуально работают с ведущими дизайнерами и бизнес-наставниками.

– "Путь ремесленника" выстроен по формуле, объединившей конкретное дело, бизнес и дизайн, – рассказывает Елена Владимировна. – Мои кураторы – дизайн-наставник, художник Михаил Бронский и бизнес-наставник, социальный предприниматель, психолог Альфия Кабирова. Альфия вместе со своей коллегой Рамилей Канбековой осуществляют в Ялуторовске социальный проект "Эбием": шьют традиционные татарские тюбетейки, вяжут пуховые шали, тапочки, коврики и пледы для интернет-магазина. Альфия сказала, что искали золотошвеек, и я одна заявилась.

Именно бренд "Эбием" стал проводником акселератора "Путь ремесленника" в Тюменскую область. Елена Антоненко включена в творческую команду Альфии Кабировой, с сентября начинает украшать тюбетейки золотным шитьем.

В поисках идей и смысла

– Вообще-то на акселераторе я вначале растерялась, – признается Елена. – Привыкла работать по канонам, а здесь – воля творчества. Хотела замахнуться на большое, дизайнерскую одежду, к примеру. Но наставники притормозили: начни с малых форм. Онлайн давали задания, принимали отчеты, консультировали.

 И у Елены Антоненко открылось новое направление с золотным шитьем – светские украшения (чехлы для телефонов, футляры для очков, вечерние сумочки, броши, заколки, колье).

Изящное украшение – трансформер "Бабочка" она принесла на нашу встречу. Применила в нем по настилу белью вышивку натуральным молочным и персиковым жемчугом, канителью разных видов, из нити сплела шнур для окантовки.

– Если бабочка не носится как брошь или колье, то хранится пристегнутая на магнитики на бархатной подушечке, – Елена показывает легкие превращения искусного изделия. – Для хранения выполнен футляр из дерева и стекла, чтобы повесить на стену как интерьерную вещь.

Всем мастерством вкладывается в осуществление мечты: чтобы ее вещи стали реликвиями, украшения – семейной ценностью. Потому и наполняет их глубоким смыслом уже на этапе идеи. К примеру, бабочка – символ перерождения, в заколке павлин – символ бессмертия. Съемная обложка с вышивкой для личного дневника тоже прослужит долго. Мама передаст дочкам записанные в нем размышления. По убеждению Елены, вещь тогда обретает свет души, когда обращаемся к уже пройденной кем-то странице жизни со своей историей и снова наполняемся тем, что нас греет.

– Буду счастлива, если дети с гордостью скажут: "Это мама вышивала" и почувствуют оберег из моих рук, – признается Елена.

По плану акселератора, с задачей выйти на международный маркет-плессис она создает свою сортовую линейку изделий с золотным шитьем. Есть и другие сферы жизни, в которых также нужны ее сноровка и умения. Поддержку во всех делах обеспечивают муж Антон и старшие дочки. София уже студентка 2 курса техникума по специальности "технолог сельхозпродукции". Планы у родителей на нее большие: направление в аграрный университет в Тюмень и возвращение инженером-технологом на семейное чайное производство. Ксения учится в 9 классе школы № 1 и в художественной, Татьяна – в 4 классе. Даже четырехлетний Севастьян понимает: если мама в своей светлице, то к ней можно, конечно, прибежать обняться, но материалы не трогать, а лучше – не отвлекать, чтобы в срок с заказами справилась.

Незапланированный переезд в другое помещение фирмы по производству чая несколько смазал начало сезона по заготовке растительного сырья. Но новые сорта "едут" в середине сентября на областную ярмарку "Покупаем тюменское" и на мероприятия в день выборов.

Людмила Марикова. Фото Василия Баранова.