На пути к умным сетям: Ишимское ТПО совершенствует электросетевое хозяйство

Поделиться:

О том, что энергия – это жизнь, лучше всех знают специалисты Ишимского территориального производственного отделения – филиала Тюменских электрических сетей АО «Россети Тюмень». И делают все для качественного и бесперебойного обеспечения электроэнергией своих потребителей.

В зоне обслуживания Ишимского ТПО – все Приишимье, девять районов юга области: Ишимский, Казанский, Бердюжский, Голышмановский, Аромашевский, Викуловский, Сорокинский, Абатский, Сладковский. Большое электросетевое хозяйство подразделения раскинулось от границ с Казахстаном, Курганской, Омской областью до Вагайского, Тобольского, Омутинского районов – 38 тысяч квадратных километров. В коллективе трудится 647 человек.

О работе Ишимского ТПО рассказывает его руководитель, заместитель директора филиала – директор Ишимского ТПО Валерий Поворознюк.

- Валерий Александрович, что входит в зону ответственности вашего подразделения?

- На балансе Ишимского ТПО 61 трансформаторная подстанция высокого напряжения 110/35кВ, 2,5 тысячи КТП 10/0,4 кВА, около 10 тысяч километров линий электропередачи всех классов напряжения. Главная задача подразделения – обеспечение бесперебойным энергоснабжением потребителей, мы обслуживаем 65,5 тысяч физических лиц и 2000 юридических лиц. Основные работы, выполняемые подразделением, связаны с поддержанием в работоспособном состоянии электросетевого комплекса – это как новое строительство, так и капитальные и текущие ремонты.

- Что сделано в этом году для подготовки к осенне-зимнему периоду?

- В рамках программы по техобслуживанию и ремонту в 2020 году на объектах распределительных сетей выполнен ряд мероприятий. Произведен хозяйственным способом капитальный и текущий ремонт 91 комплектной трансформаторной подстанции  10/0,4 кВ, ремонт 34 трансформаторов I-II габарита. Проведено техобслуживание 1543 трансформаторов 10/0,4 кВ.

Большое подспорье для нас – собственный ремонтный цех на базе Ишимского РЭС. Капитальный ремонт в цеховых условиях эффективнее: здесь мы можем полностью выполнить весь цикл работ – от восстановления технических характеристик КТП до покраски корпуса. Обновленный трансформатор выходит как будто снова с завода.

Также в этом году отремонтировали более 6,5 километра воздушных линий электропередачи распределительной сети 0,4 кВ: заменили 163 деревянные опоры на железобетонных приставках, неизолированный провод на СИП (самонесущий изолированный провод), наружные вводы от опоры до здания. Данные мероприятия выполняются в рамках программы по повышению надежности электроснабжения потребителей, согласно программы по замене неизолированного провода на СИП при прохождении линий электропередачи по населенной местности, а также во исполнение технической политики ПАО "Россети".

Капитально отремонтировали 51 километр воздушных линий 10 кВ с заменой 586 опор и 109 километров провода. Кроме того расчищено 87 га трассы под линиями, выпилено более 8 тысяч деревьев, угрожающих падением на провода, заменено более 2 тысяч дефектных изоляторов.

Произведен капитальный ремонт трех трансформаторов 110/10кВ, трех выключателей напряжением 110 кВ и 12-ти - напряжением 35 кВ. На 14 км ВЛ-35кВ и выше - капремонт с заменой провода, опор и изоляторов, расчистка просек под ВЛ – 220 га.

Кроме модернизации основных фондов, связанных с передачей электроэнергии, для улучшений условий труда ремонтируем здания и помещения, где находится персонал, – во всех этих помещениях выполнен капитальный ремонт. В рамках инвестиционной деятельности пополняем собственный автотранспортный парк, в этом году приобрели автокран, самосвал, гидроподъемник, автомобиль для выезда оперативной бригады. Если раньше пользовались услугами автотранспортных компаний, то теперь вновь возвращаемся к тому, что основной технологический транспорт на предприятии должен быть собственный. В нашем автопарке сегодня 26 единиц транспорта, в том числе высокопроходимая техника.

- В соответствии с федеральным законодательством ответственность за приборы учета электроэнергии в 2020 году перешла от потребителей к сетевым компаниям. Какие мероприятия реализуете в этом направлении?

- Работу по модернизации систем учета интенсивно ведем с 2010 года: устанавливаем вне домохозяйств, на границе балансового разграничения – опорах, фасадах, трансформаторах - свои системы учета (счетчики). Показания снимаем дистанционно и передаем гарантирующему поставщику электроэнергии. Потребители больше не несут ответственности за передачу показаний, но имеют возможность с помощью специального пульта их контролировать – это удобно. Устанавливаем и ремонтируем приборы учета за свой счет, в рамках инвестиционной программы предприятия. На данную систему учета переведено около 70 % потребителей, к 2024 году мероприятия будут выполнены на 100 %.

Вынос систем учета за пределы домовладений – это наиболее действенный механизм борьбы с несанкционированными подключениями к сетям в обход счетчика. При этом потери электроэнергии с 20-30 % снижаются до 5-7 %, что довольно существенно.

- Как организована работа по присоединению новых абонентов?

- С начала года мы получили 136 заявок на технологическое присоединение от физических и юридических лиц. Сегодня практически 100 % подключений проводится с работами капитального характера – строительством опор, сетей, поскольку сразу идет монтаж систем учета.

С развитием цифровых технологий процесс подачи документов на техприсоединение для потребителей существенно упростился. Использование электронных сервисов помогает экономить время. Если раньше заявителю нужно было прийти к нам с пакетом документов, то теперь их можно подать через Электронный личный кабинет.

Большое внимание уделяем подключению социально значимых объектов. В этом году в Ишимском районе подключили к сетям два амбулаторно-поликлинических пункта в Клепиково и Савина, четыре ФАПа - в Синицына, Пахомова, Малоудалово, Бутусово. В Клепиково, Савина Синицына и Пахомова требовалось выполнение строительно-монтажных работ.

Кроме того в числе социально значимых объектов, которые мы подключаем, - установки по обеспечению жителей населенных пунктов чистой питьевой водой.

- Сокращается ли аварийность на электрических сетях в связи с их модернизацией?

- Безусловно. На перебои с энергообеспечением влияют как погодные условия – штормовые явления, сильные дожди, снегопады, так и человеческий фактор – наезд автотранспортом на опоры линий электропередачи, несанкционированное проникновение в действующие электроустановки и на линии электропередач. Но все же такие случаи редкость, а что касается погодных условий, то они учитываются при строительстве и модернизации сетей. Например, замена неизолированного провода на СИП помогает избежать схлестов при сильном ветре, гололедо-изморозевых отложениях, набросах, сократить количество обрывов, а кроме того, бороться с несанкционированными подключениями.

 Кирилл Стрельцов, главный инженер филиала Тюменские электрические сети "Россети Тюмень":

- Из всех отключений по оборудованию 35/110 кВт 80 % приходится на отключение линий 110 кВт. Поэтому поддержание данных воздушных линий электропередачи в нормативном состоянии является приоритетной задачей для тюменского филиала "Россети Тюмень".

Основной объем мероприятий по модернизации электросетевого хозяйства, которые выполняем в рамках инвестиционной программы, связан с цифровизацией. Мы сегодня уже на 80 % обеспечили свои объекты волоконно-оптическими системами связи (ВОЛС) для увеличения объемов передачи данных и улучшения связи с объектами. Это кольцевая сеть, которая связывает все наши районы между собой с возможностью передачи как технологической информации, так и оперативно-диспетчерской вплоть до диспетчера системного оператора единой энергетической системы. Все наши крупные подстанции полностью телемеханизированы, сейчас мы начали применять технологии цифровизации подстанций 10/0,4 кВ с возможностью дистанционно наблюдать и управлять оборудованием этих ТП.

Будущее энергоснабжения – за умными сетями и интеллектуальными системами. К примеру, мы устанавливаем в распределительных сетях реклоузеры – устройства автоматического управления и защиты воздушных ЛЭП. Это позволяет в случае аварии отключить не всех потребителей на линии, а только часть и автоматически восстановить электроснабжение на неповрежденных участках – без человеческого вмешательства. Или дистанционно отключить участок линии для работы ремонтной бригады в целях сокращения времени на производство ремонта. Мы уже установили 81 реклоузер по территории обслуживания, эта работа продолжается. Внедрение цифровых технологий на электросетях помогает сокращать аварийность и быстрее восстанавливать подачу ресурса потребителям. Это тот вектор, по которому сегодня идет развитие электросетевого комплекса.

- И вопрос на злобу дня. Повлияла ли пандемия новой коронавирусной инфекции на работу предприятия?

- Как ресурсоснабжающее предприятие, мы, конечно, не прекращали свою деятельность. Часть сотрудников весной перевели на дистанционный формат работы. Полностью изолировали диспетчерские пункты, пересмотрели графики работы оперативных выездных бригад, чтобы максимально исключить связь с остальным персоналом, минимизировать контакты между сотрудниками разных подразделений. И конечно, выполнили все требования Роспотребнадзора по обеспечению сотрудников масками, перчатками, дезинфицирующими средствами. Коллектив дисциплинированно подошел к соблюдению ограничительных мер, поэтому вспышек заболевания у нас не было.

Марина СЕРГЕЕВА. Фото Василия БАРАНОВА.