29 июня 2020, 10:56

В "Городской управе" проходит выставка ковров

Поделиться:

Экспозиция аккумулирует вековые сведения по искусству

ковроткачества.

Кустарное ковроткачество появилось в Коркиной слободе в начале 18

века. Всё благоволило этому занятию: растили овец и коров имели, льна

были большие посадки.

Бренд тюменского, ишимского ковра – рисунок: центральная розетка

из ярких цветов, чаще роз, на чёрном фоне. В 1920 году в Тюмень из Москвы

приехал уроженец Тобольска Иван Иванович Орешков. Именно с его

личностью в регионе связано развитие народных промыслов, открытие

технических школ ковроткацкого и набойно-красильного производства в

Тюменской, Ишимской и Туринской волостях. С его лёгкой руки заработали

артели по всей Сибири.

В истории ковроткачества должное место отводится деятельности ООО

"Сибирская ковровая фабрика". Её изделия признаны на международном

уровне. По приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 22

июня 2010 года ООО "Сибирская ковровая фабрика" включено в Реестр

предприятий "Народные художественные промыслы Российской

Федерации".

В ходе экскурсии приводят интересные факты.

"В 1958 году открылась артель им. Ильича, переименованная в

Ишимскую ковровую фабрику. Пять лет её мастера выполняли госзаказ –

ткали красные ковровые дорожки, которые до сих пор украшают коридоры

московского Кремля".

"Сибирский ковёр изображён на картине Василия Сурикова "Взятие

снежного городка". В сентябре 1887 года художник ехал из Москвы в родной

Красноярск, остановился в Тюмени, походил по ярмаркам и в письме

родственникам рассказывал о том, что купил три ковра на 15 рублей. В

Москве это было бы намного дороже. Эта картина и ковер работы Василисы

Викуловой "встретились" на Всемирной выставке в Париже в 1900 году".

"Почитатель ковроткачества великий князь Владимир Александрович

в июле 1868 года он приезжал в Тюмень, восхищался грандиозным

мероприятием, устроенным в Александровском саду, купил ковёр, второй,

от мастерицы Чукмалдиной, получил в дар".

Представлены на выставке ковры-насундучники, настольные – как

красивая скатерть, кабинетные, небольшие сувенирные к датам, "тропинки"

– шерстяные дорожки с метр шириной. Их сшивали по две в палас, в старину

говорили "палаз".

В экспозицию гармонично вписалась частная коллекция мастера

русского народного костюма, фольклориста из Новосибирска Татьяны

Юрьевны Куликовой. Все наряды старожилов и старообрядцев Сибири шила

она сама по материалам 30-летних исследований одежды русских Сибири и

Урала.

Людмила Марикова.

Людмила Марикова. Фото Василия БАРАНОВА.