Экспозиция аккумулирует вековые сведения по искусству
ковроткачества.
Кустарное ковроткачество появилось в Коркиной слободе в начале 18
века. Всё благоволило этому занятию: растили овец и коров имели, льна
были большие посадки.
Бренд тюменского, ишимского ковра – рисунок: центральная розетка
из ярких цветов, чаще роз, на чёрном фоне. В 1920 году в Тюмень из Москвы
приехал уроженец Тобольска Иван Иванович Орешков. Именно с его
личностью в регионе связано развитие народных промыслов, открытие
технических школ ковроткацкого и набойно-красильного производства в
Тюменской, Ишимской и Туринской волостях. С его лёгкой руки заработали
артели по всей Сибири.
В истории ковроткачества должное место отводится деятельности ООО
"Сибирская ковровая фабрика". Её изделия признаны на международном
уровне. По приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 22
июня 2010 года ООО "Сибирская ковровая фабрика" включено в Реестр
предприятий "Народные художественные промыслы Российской
Федерации".
В ходе экскурсии приводят интересные факты.
"В 1958 году открылась артель им. Ильича, переименованная в
Ишимскую ковровую фабрику. Пять лет её мастера выполняли госзаказ –
ткали красные ковровые дорожки, которые до сих пор украшают коридоры
московского Кремля".
"Сибирский ковёр изображён на картине Василия Сурикова "Взятие
снежного городка". В сентябре 1887 года художник ехал из Москвы в родной
Красноярск, остановился в Тюмени, походил по ярмаркам и в письме
родственникам рассказывал о том, что купил три ковра на 15 рублей. В
Москве это было бы намного дороже. Эта картина и ковер работы Василисы
Викуловой "встретились" на Всемирной выставке в Париже в 1900 году".
"Почитатель ковроткачества великий князь Владимир Александрович
в июле 1868 года он приезжал в Тюмень, восхищался грандиозным
мероприятием, устроенным в Александровском саду, купил ковёр, второй,
от мастерицы Чукмалдиной, получил в дар".
Представлены на выставке ковры-насундучники, настольные – как
красивая скатерть, кабинетные, небольшие сувенирные к датам, "тропинки"
– шерстяные дорожки с метр шириной. Их сшивали по две в палас, в старину
говорили "палаз".
В экспозицию гармонично вписалась частная коллекция мастера
русского народного костюма, фольклориста из Новосибирска Татьяны
Юрьевны Куликовой. Все наряды старожилов и старообрядцев Сибири шила
она сама по материалам 30-летних исследований одежды русских Сибири и
Урала.
Людмила Марикова.
Людмила Марикова. Фото Василия БАРАНОВА.