В Ишимском медицинском колледже успешно применяют технологию каскадного обучения для подготовки будущих медиков.
Это новшество в образовательный процесс внесла преподаватель хирургии, травматологии и реаниматологии Светлана Веретенникова. Технология, впервые апробированная на занятиях группы студенческих инициатив "Вита", привела к серьезным успехам, в том числе и в виде многочисленных побед на разных конкурсах.
В Ишимский медицинский колледж Светлана Юрьевна пришла в 2009 году, имея за плечами более 20 лет опыта работы в практической медицине – на станции скорой помощи и в стационаре областной больницы № 4. Наряду с преподаванием перед педагогом поставили задачу – вести кружок. Так в 2010 году родилась группа студенческих инициатив "Вита" (в переводе с латинского – "жизнь"). Преподаватель задумалась: чем заинтересовать студентов? На ум пришла технология каскадного обучения, которую успешно применяла во время работы в здравоохранении.
- Каскадная технология обучения широко используется в практике подготовки и усовершенствования навыков персонала различных производственных, финансовых и иных организаций. Ее суть сводится к обучению специалистов более высокого ранга, которые, в свою очередь, передают полученный опыт и умения коллегам, стоящим на одну ступень ниже, - рассказывает Светлана Юрьевна. – Но в системе среднего специального образования данная технология почти не применяется, по крайней мере, в методической литературе не удалось найти упоминаний.
Технология каскадного обучения имеет ряд преимуществ: позволяет обучить большое количество студентов за короткий срок, помогает объединить учащихся для решения единой задачи, используется практикоориентированный подход.
Как работает метод? Самые подготовленные студенты 4 курса, с опытом практической работы на скорой помощи и мотивированные на профессию, становятся наставниками и обучают студентов 3 курса, а те, в свою очередь, - второкурсников. Так выстраивается иерархическая структура с преподавателем в центре, который является как источником знаний и умений, так и оценивает и тех, кто учит, и тех, кто учится. У преподавателя шесть помощников с высоким уровнем подготовки, которые работают с микрогруппами студентов младших курсов. На занятиях участники "Виты" систематизируют теоретические знания и отрабатывают практические навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. У них также есть возможность само- и взаимооценки – для этого разработаны чек-листы. Так студенты видят свои пробелы, и какие навыки нужно подтянуть к следующему занятию.
- Данная технология применяется только во внеурочной деятельности, в рамках работы кружка, - отмечает педагог. – Участие в группе студенческих инициатив не дает ребятам поблажек, зато дает хороший багаж для дальнейшей профессиональной деятельности: это и до автоматизма отточенные практические манипуляции, и потенциал лидера – умение держать внимание аудитории, выступать на публике, ребята развивают речевые навыки, а участвуя в конкурсах профессионального мастерства – стрессоустойчивость, умение работать в команде. Не случайно многие "витовцы" сегодня работают на станции скорой помощи г. Ишима. Еще будучи студентами они отлично зарекомендовали себя перед работодателем. И сегодня не забывают об альма-матер – становятся наставниками для новых поколений "Виты".
Участники группы студенческих инициатив "Вита" неоднократно становились призерами и победителями международного конкурса профессионального мастерства "Территория неотложной помощи" в Омске. С недавнего времени окунулись в проектную деятельность. Проект "Я выбираю белый халат" нацелен на профориентацию старшеклассников. Его изюминка - пробы высокого уровня реалистичности, профессиональный грим, с помощью которого студенты-медики показывают, как выглядят настоящие ожоги, обморожения, раны. Со школьниками также организуют занятия по первой медицинской помощи. В 2019 году проект признан победителем конкурсного отбора практик и наставников "Билет в будущее".
Социальный проект "Школа "Вита". Болезнь, которую можно контролировать" объединил ряд исследовательских работ: по артериальной гипертензии, бронхиальной астме, острому коронарному синдрому, диабетической стопе, нарушению периферического кровообращения. Уроки школы здоровья студенты регулярно проводят в областной больнице № 4, в отделе центральной библиотеки по ул. Большой. В прошлом году этот проект стал победителем международного форума студенческих и педагогических инициатив "Здоровое поколение – богатство страны" в Кургане.
- Большую поддержку мы находим у руководителя учебно-методического отдела, а с этого года – исполняющей обязанности директора медколледжа Анны Владимировны Иванковой. Это с ее подачи стали применять пробы высокого уровня реалистичности. Вместе с Анной Владимировной продвигаем практику каскадного обучения как обучающую методику для работы в медицинских колледжах, наша статья вышла в сборнике материалов межрегиональной презентационной площадки с международным участием "ПрофPresi".
Наставник и сама является для своих подопечных примером неутомимого стремления к новым знаниям и профессиональному совершенствованию. В 2015 Светлана Веретенникова признана лучшим преподавателем учреждений СПО медицинского и фармацевтического профиля по Уральскому федеральному округу. В 2018 году награждена дипломом лауреата межрегионального этапа всероссийского конкурса педагогического мастерства "Лучший преподаватель УФО" и дипломом участника областного конкурса "Педагог года" в номинации "Мастер года". В этом году презентовать технологию каскадного обучения Светлана Юрьевна будет в конкурсе проектов "Моя страна – моя Россия", в котором уже три года участвует в качестве эксперта, а вот конкурсантом выступит впервые.
- Не умею сидеть на месте, люблю учиться, узнавать новое, мне нравится быть участником, постоянно куда-то стремиться, проверять себя. Люблю конкурсы, это помогает увидеть свои сильные и слабые стороны, - улыбается Светлана Юрьевна.
Своим энтузиазмом она заряжает студентов, учит их быть ответственными за выбор профессии, за свои действия, за жизнь и здоровье людей. А такие профессионалы нужны нашей медицине, не правда ли?
Марина СЕРГЕЕВА. Фото Василия БАРАНОВА.