За суточную смену каждый диспетчер скорой в Ишиме принимает от 80 до 130 вызовов, на которые требуется отправить бригаду. Ещё 50 обращений приходится на консультации, баловство или откровенное хулиганство. Задача диспетчера: собрать информацию, оценить тяжесть ситуации и выбрать профиль бригады, которая отправится на место.
Как правильно звонить?
Номер телефона зависит от оператора. Если это МТС или Билайн — 103, Мегафон — 030, с Теле2 подходят оба варианта. Эти номера не всегда удаётся вспомнить, так что просто запомните номер Единой службы спасения — 112.
Когда звоните по этому номеру, сотовый оператор определяет ваше местоположение и направляет звонок к ближайшему пункту МЧС. Звонок напрямую в скорую помощь не отслеживается, поэтому диспетчер не знает, откуда вы звоните. По этой причине номер 112 лучше подходит на трассе или за городом. Не требуется повторно звонить в другие службы: диспетчер сам вызовет дополнительную помощь.
Когда НУЖНО звонить в скорую?
* Потеря сознания
* Судороги
* Остро развившееся расстройство дыхания
* Внезапные боли в области сердца
* Кровавая рвота
* Острые боли в животе
* Признаки всех видов отравления
* Нарушение нормального течения беременности (преждевременные роды, кровотечения)
* Резкий подъем артериального давления (гипертонический криз)
* Все виды транспортных, бытовых и производственных травм (ранения, переломы, ожоги, тяжелые ушибы, сотрясения и ушибы головного мозга, иные травмы)
* Поражение электрическим током
* Солнечные удары, асфиксии всех видов (утопление, попадание инородных тел в дыхательные пути, удушение)
* Обильные кровотечения всех видов
* Острые психические расстройства (с поведением опасным для жизни больного или окружающих)
Что важно знать
· Cкорая помощь оказывается круглосуточно, вне зависимости от гражданства и регистрации;
· Скорую следуют вызывать в ситуациях, когда жизни и здоровью угрожает опасность;
· Скорая не отправляет на больничный, не выписывает рецепты, не выезжает на зубную боль и не ставит прививки.
Бывают случаи, когда вы не уверены, нужна ли скорая помощь, или понимаете, что ситуация не критическая. Всё просто — позвоните и коротко расскажите, что случилось. Диспетчер сам задаст вам нужные вопросы, на которые отвечайте просто "да" или "нет". Дело в том, что у него во время разговора открыта программа с алгоритмом вопросов. С её помощью диспетчер максимально быстро определит, требуется ли вам скорая и какого профиля бригаду отправить.
Если видите на улице человека без сознания. Звоните в скорую, даже если от него пахнет алкоголем. Особенно зимой. Да, в скорой помощи не очень любят такие вызовы, но никогда не отказывают в них. Врачи понимают, что любой человек может выпить. И любому человеку может стать плохо на улице, от этого никто не застрахован.
На станции скорой медицинской помощи круглосуточно работает старший врач оперативного отдела, который проконсультирует по вопросам оказания самопомощи и взаимопомощи. Но, пожалуйста, не увлекайтесь этой функцией — скорая помощь не консультативный пункт!
Еще один важный момент — если вы вызываете скорую к кому-то на улице, обязательно дождитесь приезда бригады. Порой бывает так, что и звонящий, и пострадавший (которому стало лучше) давно ушли, а медики всё еще кружат по кварталу в их поисках.
Когда звонить в скорую НЕ НУЖНО?
При повышении температуры до 38 Сº у лиц старше 18 лет. В этом случае лучше позвонить в поликлинику и вызвать на дом участкового врача. Если всё же позвоните в скорую до 16:00, то диспетчер скажет вам то же самое. После 16:00 отправят скорую, но ждать её придётся до 30-40 минут. Что касается детей, то при температуре до 38 Сº лучше вызывать участкового педиатра. Конечно, скорая вам тоже не откажет.
Если психически больной человек представляет опасность для окружающих, а вы при этом не являетесь его опекуном или родственником. В таком случае вызывайте полицию. Недобровольная госпитализация в психиатрическое отделение возможна только по звонку родственников.
Если у вас или у того, кто находится рядом с вами, появились мысли о суициде. Диспетчер безусловно попытается помочь, но это, по правде говоря, не его профиль. На этот случай есть специальный телефон доверия 8 (800) 220-8000. Туда же стоит звонить, если у вас возникли психологические проблемы.
Что говорить диспетчеру скорой?
— Начинайте разговор с адреса, по которому находитесь. Стоите на улице — найдите табличку на ближайшем доме. Примерные ориентиры ("театр в центре") не подойдут. Требуется точный адрес. Если вы его не назовёте, диспетчеру придется открывать 2ГИС и искать адрес там, на это уйдет драгоценное время. Та же ситуация, если находитесь на трассе и позвонили сразу в скорую, а не в МЧС. Нужно хотя бы примерно сориентировать диспетчера: какой километр, к какому населённому пункту ближе.
— После адреса назовите ФИО пострадавшего, его примерный возраст. Если это неизвестный без сознания — так и скажите.
— Назовите номер телефона для контакта.
— Опишите в двух словах, что случилось. Одного-двух предложений достаточно, дальше диспетчер будете сам задавать вопросы, на которые надо лишь чётко и коротко отвечать. Старайтесь не возмущаться, что слишком много спрашивают — поверьте, лишних вопросов не будет. Истерика и препирательство с диспетчером лишь отнимают драгоценное время. Не справляетесь с паникой, а рядом есть кто-то еще — тогда в скорую пусть звонит более спокойный человек.
Что делать, если скорой долго нет?
Перезвоните по тому же номеру и спросите, где бригада. У диспетчера есть возможность отследить в программе, на каком этапе пути она находится. Если это сезон простудных заболеваний — не надо перезванивать каждые 5 минут. При следующем звонке это может быть уже другой диспетчер, который не в курсе вашей проблемы. Также имейте в виду, что у скорой в приоритете вызовы, где есть реальная угроза жизни, поэтому на вызовы "по высокой температуре" скорая может приехать не так быстро.
И последнее: все звонки в скорую записываются, и в случае экстренных ситуаций (угроз, оскорблений и пр.) их может прослушать старший диспетчер. Если наговорите на статью — не исключено и судебное разбирательство. Помните, когда звоните в скорую — на другом конце тоже человек.
Жанна Стрижак, специалист по связям с общественностью
областной больницы №4 г.Ишима