Андрей Руцинский принял участие в заседании Совета по вопросам образования при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Его темой стало расширение международного гуманитарного сотрудничества УФО посредством развития международной деятельности вузов.
По сообщению пресс-службы главного федерального инспектора по Тюменской области, в заседании приняли участие профильные заместители губернаторов, ректоры ведущих вузов, представители Министерства образования и науки России и Московской школы управления "Сколково", руководители объединений работодателей.
Игорь Холманских напомнил, что в декабре 2016 года был принят "Комплекс мер по развитию международных гуманитарных связей субъектов Российской Федерации с регионами стран, входящих в Содружество Независимых Государств". Обращая внимание на международное сотрудничество в сфере образования, он выделил три аспекта: приоритетный проект "Экспорт российского образования"; программа "Глобальное образование" и международная деятельность вузов.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта "Экспорт российского образования". Его ключевая цель — повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг. Уже сейчас в рамках реализации приоритетного проекта создан консорциум, в который вошли 39 вузов, в том числе два из УФО: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина и Южно-Уральский государственный (национальный исследовательский) университет.
Говоря о программе "Глобальное образование", И. Холманских отметил, что ее участниками в 2017 году от Уральского федерального округа являются 53 человека из пяти регионов, что почти в четыре с половиной раза больше, чем два года назад. Это свидетельствует о том, что программа развивается, сказал полпред. Однако стоит обратить внимание и на участие в ней работодателей. Очень важно, чтобы перспективным выпускникам образовательных программ ведущих мировых университетов было куда вернуться и где применить полученные знания с пользой для страны.
Одна из задач, поставленных Президентом Российской Федерации, подчеркнул Игорь Холманских, добиваться более широкого включения России в международное образовательное пространство, всемерно способствовать экспорту российских образовательных услуг, расширению объемов подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях.
По данным мониторинга эффективности вузов, в 2016 году в 37 образовательных организациях высшего образования Уральского федерального округа обучалось более 13 тысяч иностранных студентов и более 300 иностранных аспирантов, интернов, ординаторов. Подавляющее большинство иностранных студентов во всех вузах составляют граждане стран СНГ.
В общей сложности совместно с зарубежными вузами реализуются 63 образовательные программы высшего образования, предусматривающие получение двух дипломов. Общая численность обучающихся по таким программам — 760 человек.
Полпред также отметил, что межрегиональное взаимодействие с зарубежными партнерами в сфере образования должно способствовать не только притоку новейших технологий и передовых идей в отрасли, но и притоку инвестиций.
Среди проблемных вопросов Игорь Холманских выделил функционирование филиалов и представительств российских образовательных организаций, расположенных на территориях иностранных государств, в частности, Казахстана. В решении подобных проблемных вопросов, кроется, в том числе, потенциал и для расширения гуманитарного сотрудничества, и для экспорта российского образования, сказал в заключение Игорь Холманских, предложив участникам заседания наметить этот потенциал, обозначить проблемные вопросы и возможные пути их решения.
Первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик доложила о том, что работа в этом направлении ведется довольно успешно. Вместе с тем существуют проблемные вопросы. По ее словам, в соответствии с действующими миграционными правилами при завершении одного уровня обучения (подготовительный) и переходе на другой (поступление) иностранный студент вынужден возвращаться в свою страну для оформления новой визы, рискуя пропустить сроки сдачи документов в рамках приемной компании.
Кроме того, существующая система вступительных испытаний для иностранных абитуриентов дает поступающим двойную нагрузку (сначала сдает итоговые экзамены у себя на родине, потом еще раз по российским требованиям). По мнению первого заместителя Губернатора в целях расширения международного гуманитарного сотрудничества целесообразно рассмотреть возможность поступления иностранных абитуриентов по итогам внутренних вступительных испытаний в самом вузе, либо увеличения количества площадок Россотрудничества для сдачи ЕГЭ за рубежом.