Александра Захарова заканчивает 11-й естественно-научный класс Ишимского городского общеобразовательного лицея, но сердце и мысли её отданы гуманитарным наукам. Девушка обожает русский и английский языки, литературу.
Саша с седьмого класса является постоянной участницей олимпиад по разным предметам, неоднократно становилась победителем и призёром муниципальных и региональных этапов. В этом году девушка стала первой на муниципальном этапе олимпиады по литературе и второй – среди сверстников региона. Лишь за неделю она узнала, что ей выпала часть представлять Ишим и Тюменскую область на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе, который проходил в начале апреля в Курске. И эти последние дни прошли в усиленной подготовке: лицеистка изучала теорию литературы, стиль и особенности авторов, слушала лекции по программным произведениям.
– В первом туре предстояло делать анализ текста, я выбрала прозу – рассказ Татьяны Толстой "Белые стены". Во втором туре нужно было выполнить два творческих задания: сопоставить отрывок из фильма по "Вишневому саду" Чехова с соответствующей сценой пьесы и написать рецензию, по вымышленному черновику с ключевыми словами определить, какому автору может принадлежать произведение (у меня была Ахматова), восстановить сюжет и написать эссе о творческих особенностях автора. Третий этап – устное выступление.
На выбор участникам предлагалось две темы: "Повторяющиеся элементы текста и их функция" и "Будущее литературы в современном мире". Большинство школьников выбрало вторую тему. Мне же, напротив, показалось более сложным рассуждать о будущем литературы, и я взяла конкретную литературоведческую тему – единственная из своей группы, и этим запомнилась проверяющим, – рассказала Саша.
В итоге ишимская школьница набрала 103 балла (максимальное количество – 145) и попала в число призёров Всероссийской олимпиады по литературе. Наградой победительнице стал красный диплом, который даёт обладательнице привилегию при поступлении в университет и возможность без вступительных испытаний быть зачисленной на факультет, где литература является профильным предметом.
– До сих пор в Ишиме не было призёров Всероссийской олимпиады по литературе, конечно, мы горды, что наша лицеистка стала первой, – говорит преподаватель русского языка и литературы общеобразовательного лицея Наталья Прокопенко. – На заключительном этапе школьникам дают сложные задания. Для анализа предлагают тексты современных авторов, постмодернистов. Для их разбора нужно знать не только особенности авторского стиля, но и историю, классику литературы. Тексты сложные, философские: на тему жизни и смерти, нравственного выбора, а старшеклассникам зачастую не хватает жизненного опыта, чтобы рассуждать на такие темы. Чтобы стать призёром по предмету гуманитарного цикла, нужна железная логика, потому что выстроить развёрнутый ответ, в котором выверено и взвешено каждое слово, – дорогого стоит. И при этом подключать душу и сердце – понять авторский замысел, прочувствовать текст. Саша – целеустремлённая девочка, скромная, глубокая, думающая, много читает самостоятельно, занимается научно-исследовательской работой. Я была уверена в своей ученице. Такой успех дается серьёзным и упорным трудом. У Александры разносторонние гуманитарные данные, она много лет участвует в олимпиадах, творческих конкурсах. Поэтому призовое место во Всероссийской олимпиаде – закономерный результат. Большая заслуга в этом и педагога Натальи Михайловны Прокопенко, которая серьёзно и кропотливо работает с одарёнными детьми, заинтересованными в её предмете, – отметила директор лицея Мария Волкова.
Сейчас талантливая лицеистка готовится к сдаче ЕГЭ, выбирает вузы, где ей будет интересно учиться, и мечтает стать лингвистом.
Марина Сергеева.