В Ишимском историко-художественном музее 6 мая состоялось открытие выставки «Из частных коллекций». На уникальной экспозиции представлено более 70 живописных полотен, графических листов и этюдов из собраний Г.М. Болтуновой, Н.В.Деевой, Г.А. Крамора, В.М.Лузиной, Г.Е. Лукошиной, Н.Л.Проскуряковой и Т.П.Савченковой.
Душевная выставка
Как рассказал заместитель директора музея по научной работе Геннадий Крамор, за время существования художественного музея в Ишиме стало развиваться коллекционирование картин местных художников.
Это - ещё одно свидетельство того, что наш город богат людьми, неравнодушными к миру прекрасного. Сегодня они любезно предоставили возможность широкому зрителю увидеть жемчужины своих собраний. На выставке посетителям встретятся как уже знакомые, так и новые имена. Работы А. Игнатченко, Б. Коньшина, В.Лузина, В.Манухина, Д. Новакова, Р. Симанова, Б.Смолина, А.Шорохова, Е. Чукардина и других демонстрируют разнообразие авторского стиля, жанров и техники исполнения. Некоторые полотна никогда ранее не экспонировались и станут открытием для зрителя.
- Идея этого проекта родилась давно. А когда мы готовили альбом ишимских художников "Мы с музой встретились в Ишиме" (куда вошли имена более семидесяти живописцев, чьё имя связано с нашим городом), то последний раздел издания так и озаглавили "Из частных коллекций". Туда вошли репродукции полотен тюменского коллекционера Дениса Борисовича Чернышова, ишимцев Геннадия Андреевича Крамора, Валерии Михайловны Лузиной, Нелли Валентиновны Деевой, Татьяны Павловны Савченковой. А недавно удалось перенести проект со страниц альбома в залы музея, - говорит искусствовед и куратор выставки Валерия Лузина. – Когда приходишь в большие музейные залы Эрмитажа, Третьяковки и т.д., не замечаешь многих картин, просто потому, что невозможно объять необъятное. На выставке "Из частных коллекций" всё совершенно иначе. Здесь каждому полотну – особое внимание. Ведь любая из представленных тут работ очень дорога своему владельцу как подарок или воспоминание о чём-то. И понятно, почему все, кто отдал свои коллекции или часть их на экспозицию, отметили, как опустели стены в их домах. Это – очень тёплая, душевная выставка, которая показывает не только работы художников, но и самих владельцев картин, их характеры и настроение.
Как всё начиналось
Одна из коллекционеров – директор ишимского культурного центра П.П. Ершова Надежда Проскурякова. Её знакомство с художественной жизнью Ишима началось много лет назад.
- Сейчас мало кто помнит, но краеведческий музей согласно приказу министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева в Ишиме должен был открыться в 1989 году в здании Богоявленского собора. Фонды же тогда хранились в двух комнатах дома № 2 по ул. Карла Маркса. Однако ишимские историки и краеведы историки и краеведы приняли решение, что нельзя открывать в музей в соборе. И через некоторое время действительно вышло распоряжение – все храмы отдать церкви. Если бы музей был там – мы бы его потеряли, - вспоминает Надежда Леонидовна. – Затем было организовано общество "Собор", куда вошли неравнодушные к истории родного края ишимцы. Вместе мы искали здание для будущего музея: идеально подошёл дом по ул. Ленинградской, 29. Но там располагался магазин наглядных пособий, которому пришлось искать новое место. Контору, вместо которой затем открывался магазин – тоже нужно было переселять. Вот такая сложная шахматная комбинация.
Но здание на Ленинградской мы всё же получили. Помню, как для проведения ремонта сдавали свои деньги – по 40 рублей из 70 рублей зарплаты. Потом много ездили по деревням и сёлам Приишимья: искали художников, отбирали лучшие работы, уговаривали принять участие в первой художественной выставке. Открытие музея состоялось в декабре 1991-го презентацией сразу двух экспозиций – "Никольская ярмарка" и "Ишимские художники на рубеже XIX-XX веков". Однако помпезное название не прижилось, а вскоре где-то в СМИ мелькнуло слово "палитра" и оно очень нам понравилось. Тогда мы ещё не знали, что у выставки "Палитра Ишима" - такое большое будущее.
По словам Надежды Проскуряковой, когда она работала с художниками, то часто влюблялась в их работы: что-то приобретала, что-то дарили. Так собралась дорогая сердцу коллекция, которая продолжает пополняться. Так, недавно Надежда Леонидовна решила сделать арт-объект из старого фанерного чемодана. Желание было столь огромно, что специально за ним она отправилась зимой по высоким сугробам на дачу. А потом уговорила художника Рудольфа Симанова расписать его. Теперь чемоданчик приобрёл вид диковинного сундука, украшенного необычными рисунками, а по бокам расписанного биографией семьи Проскуряковых. После выставки в сказочном чемоданчике будут храниться ёлочные игрушки и открывать его будут лишь перед самым волшебным праздником в году.
Портрет - загадка и спасённые полотна
На выставке "Из частных коллекций" можно увидеть не только пейзажи, натюрморты, но и портреты, в том числе владельцев картин. На одном из полотен изображена ишимский краевед Татьяна Савченкова.
- Автор этой работы – художница из Рязани, с которой мы встретились больше тридцати лет назад в г. Санкт-Петербурге. Она посещала художественную студию, а я училась в аспирантуре, - рассказывает Татьяна Савченкова. – Однажды я была на концерте в филармонии и ко мне подошла хрупкая девушка: "Хочу Вас написать!". Я согласилась. Она пригласила меня во дворец князя Владимира на Неве, где позировать пришлось сразу многим художникам, но самый похожий портрет получился всё-таки у Марины. Вот только в моих чертах лица узнается её характер – меланхолика и интроверта, я всё же не такая. Позже, когда я уже собиралась возвращаться домой, художница подарила мне этот портрет. Он и стал началом коллекции, все остальные работы в которой принадлежат кисти ишимских авторов.
Как отметил Геннадий Крамор, большинство представленных на выставке работ небольшого формата (квартиры и дома ишимцев не позволяют размещать больших полотен), однако каждая наполнена своим настроением. Геннадий Андреевич отметил, что картины в доме – это не только украшение жилищ, но и способ поддержки местных художников, которые порой просят за свои работы совсем небольшие суммы.
Рассказал Геннадий Андреевич и о полотнах художника Вадима Чистякова, которые были спасены из предназначенного под снос дома. Незамеченные искателями ценностей и цветного металла холсты лежали вместе с хламом в одном из сарайчиков. Нашла их Татьяна Савченкова, изучавшая архитектуру старого Ишима. Теперь картины украшают зал музея.
Художественный потенциал Ишима
Валерия Лузина всю жизнь провела рядом с художниками: 31 год проработала в ишимской художественной школе, затем – в музее. Искусствовед убеждена: Ишим всегда жил насыщенной творческой жизнью, только для художников она долгое время оставалась тайной. Раскрыть потенциал помогло создание в городе музея (о художественном музее мечтал ещё известный ишимский живописец и педагог Григорий Иванович Шарапов). Теперь с каждым годом мастера кисти и карандаша представляют на выставках всё более интересные работы, нередко открываются новые таланты и имена.
- Хочется сказать о коллекции Нелли Валентиновны Деевой, которая по состоянию здоровья не смогла прийти на открытие экспозиции, - улыбается Валерия Михайловна. – Нелли Валентиновна всегда дружила с художниками, а в молодости – рисовала сама, в том числе потрясающие портреты. И очень дорожит она работами других авторов. Например, картинами скромного самодеятельного художника Станислава Падышева "Мельница" и "Стажёрка", переданной ей в дар из Крыма работой Анатолия Шорохова "Памятник погибшим морякам в Севастополе", полотном "Танец лепестков", написанным её сыном.
Сама Валерия Лузина признаётся, что одна из её любимых работ – "Цветущая яблоня" Бориса Коньшина и что в её квартире большое место занимают полотна ишимских художников, сменяющие друг друга в зависимости от времени года и настроения.
Открытие выставки "Из частных коллекций" получилось очень эмоциональным и ярким. Сотрудники музея надеются, что данный проект обязательно получит своё продолжение, ведь картины ишимских художников есть в коллекциях не только наших земляков, но и жителей Екатеринбурга, Москвы и даже других стран. Кто ещё захочет поделиться своим собранием с ишимцами – увидим!
Юлия Кроо. Фото автора.