Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому

Поделиться:

Задача комиссии по делам несовершеннолетних – помочь ребёнку разобраться с его пробле­мами, защитить права детей и подростков.

Но на одном из последних заседаний комиссии не надо было никого защищать – и подростки, и родители сами создали себе сложные ситуа­ции. Рассматривалось 18 ма­териалов: 10 – в отношении детей, 8 – взрослых.

Четыре подростка были задержаны в состоянии алко­гольного опьянения. Школь­ница похитила крупную сум­му денег. Старшеклассница сквернословила в разговоре со взрослыми. Три ученицы постоянно пропускают уроки – от 43 до 63 учебных часов прогулов. Юноша устроил драку. Ученица среднего зве­на дважды сбегала из дома.

С каждым из приглашён­ных шёл нелегкий разговор. Председатель и члены ко­миссии задавали вопросы, что-то выясняли, уточняли, разъясняли. Принимались согласованные решения. Ребята отвечали однословно. Ни один из них не смог объ­яснить мотив своего поступ­ка, дать самооценку.

Известны защитные мо­тивы приобщающихся к алкоголю: "убить время", "поднять настроение", "вы­пил от нечего делать, "я уже взрослый", "ловил кайф", "я не один, а в компании". Ясно, что к рюмке приво­дят низкая культура досуга, питейные традиции обще­ства и семьи, слаборазвитая воля ребёнка, установка на весёлую беззаботную жизнь. Дети подражают взрослым: мальчики стараются быть по­хожими на отца, а если отец – пьяница, трезвенническое поведение матери в боль­шинстве случаев не является примером подражания для сына. Таким образом, пьян­ство родителей, буйные за­столья отрицательно влияют на детей.

Юноши на комиссии при­знавались, что выпили впер­вые. Это лучше знают в семье и в школе. Именно школе предстоит противо­алкогольная и профилак­тическая работа с каждым, поиски наставника и совет­чика, чтобы сформировать у ребёнка самооценку, научить трезвому образу жизни.

В решении других про­блем: прогулы, ликвидация безнадзорности – школам должны постоянно помогать работники городского ме­тодического центра (ГМЦ). Именно этой новой струк­туре (пришедшей на смену комитету по образованию) и её руководству надо дер­жать данные проблемы под контролем, взаимодейство­вать со школами, оказывать методическую помощь. Уход ребёнка с уроков, побег из дома – симптомы неблаго­получия. Искать причины, помогать ученику выйти из кризисной ситуации, найти социально приемлемые пути удовлетворения потребно­стей ребёнка нужно сообща.

Через газету хочу обра­титься к людям: не матери­тесь, выбрасывайте из упо­требления бранную лексику. На комиссии стояла юная ма­терщинница. Эта школьница, девочка с приятной внеш­ностью, в модной одежде, с красивой причёской, грубо, по-хамски разговаривала со взрослыми. Из её уст, как водопад грязи, лилась сквер­ная речь. И будто не учит её никто литературному языку, нормативному, со стабиль­ными языковыми границами. Культурный человек уважает чистую русскую речь и окру­жающих людей. Конечно, мат идёт из семьи – у взрос­лых не выработан иммунитет к бранному слову, а вслед за ними и дети не испытывают стыда за сказанное. Девуш­ка не только не признавала своей вины, не испытывала угрызений совести, а с иро­нией спросила: "Извинять­ся? За что?" Когда она будет учиться говорить правильно, если через два месяца уйдёт в самостоятельную жизнь? И какой она будет матерью?

Кстати, о матерях. Восемь женщин были приглаше­ны на серьёзный разговор. В документах записи: "не поддерживает отношения со своими малолетними деть­ми", "проживает отдельно", "самоустранилась от вос­питания", "злоупотребляет алкогольными напитками", "оставляет детей без при­смотра", "в квартире грязно, запах алкоголя, посторонние люди".

Это что? Сила, крепость и нравственность семьи в руках родителей, а здесь дети не ви­дят даже материнского тепла. И опеке, и квартальным, и центру занятости есть над чем работать. Всем миром, всем службам заступиться за детей. Не к Гордону же в Москву на передачу "Муж­ское и женское" ехать! Сами должны разобраться, навести порядок в семьях, чтоб детям было хорошо.

Член Общественного совета при главе г. Ишима Роза Загнеева.