Задача комиссии по делам несовершеннолетних – помочь ребёнку разобраться с его проблемами, защитить права детей и подростков.
Но на одном из последних заседаний комиссии не надо было никого защищать – и подростки, и родители сами создали себе сложные ситуации. Рассматривалось 18 материалов: 10 – в отношении детей, 8 – взрослых.
Четыре подростка были задержаны в состоянии алкогольного опьянения. Школьница похитила крупную сумму денег. Старшеклассница сквернословила в разговоре со взрослыми. Три ученицы постоянно пропускают уроки – от 43 до 63 учебных часов прогулов. Юноша устроил драку. Ученица среднего звена дважды сбегала из дома.
С каждым из приглашённых шёл нелегкий разговор. Председатель и члены комиссии задавали вопросы, что-то выясняли, уточняли, разъясняли. Принимались согласованные решения. Ребята отвечали однословно. Ни один из них не смог объяснить мотив своего поступка, дать самооценку.
Известны защитные мотивы приобщающихся к алкоголю: "убить время", "поднять настроение", "выпил от нечего делать, "я уже взрослый", "ловил кайф", "я не один, а в компании". Ясно, что к рюмке приводят низкая культура досуга, питейные традиции общества и семьи, слаборазвитая воля ребёнка, установка на весёлую беззаботную жизнь. Дети подражают взрослым: мальчики стараются быть похожими на отца, а если отец – пьяница, трезвенническое поведение матери в большинстве случаев не является примером подражания для сына. Таким образом, пьянство родителей, буйные застолья отрицательно влияют на детей.
Юноши на комиссии признавались, что выпили впервые. Это лучше знают в семье и в школе. Именно школе предстоит противоалкогольная и профилактическая работа с каждым, поиски наставника и советчика, чтобы сформировать у ребёнка самооценку, научить трезвому образу жизни.
В решении других проблем: прогулы, ликвидация безнадзорности – школам должны постоянно помогать работники городского методического центра (ГМЦ). Именно этой новой структуре (пришедшей на смену комитету по образованию) и её руководству надо держать данные проблемы под контролем, взаимодействовать со школами, оказывать методическую помощь. Уход ребёнка с уроков, побег из дома – симптомы неблагополучия. Искать причины, помогать ученику выйти из кризисной ситуации, найти социально приемлемые пути удовлетворения потребностей ребёнка нужно сообща.
Через газету хочу обратиться к людям: не материтесь, выбрасывайте из употребления бранную лексику. На комиссии стояла юная матерщинница. Эта школьница, девочка с приятной внешностью, в модной одежде, с красивой причёской, грубо, по-хамски разговаривала со взрослыми. Из её уст, как водопад грязи, лилась скверная речь. И будто не учит её никто литературному языку, нормативному, со стабильными языковыми границами. Культурный человек уважает чистую русскую речь и окружающих людей. Конечно, мат идёт из семьи – у взрослых не выработан иммунитет к бранному слову, а вслед за ними и дети не испытывают стыда за сказанное. Девушка не только не признавала своей вины, не испытывала угрызений совести, а с иронией спросила: "Извиняться? За что?" Когда она будет учиться говорить правильно, если через два месяца уйдёт в самостоятельную жизнь? И какой она будет матерью?
Кстати, о матерях. Восемь женщин были приглашены на серьёзный разговор. В документах записи: "не поддерживает отношения со своими малолетними детьми", "проживает отдельно", "самоустранилась от воспитания", "злоупотребляет алкогольными напитками", "оставляет детей без присмотра", "в квартире грязно, запах алкоголя, посторонние люди".
Это что? Сила, крепость и нравственность семьи в руках родителей, а здесь дети не видят даже материнского тепла. И опеке, и квартальным, и центру занятости есть над чем работать. Всем миром, всем службам заступиться за детей. Не к Гордону же в Москву на передачу "Мужское и женское" ехать! Сами должны разобраться, навести порядок в семьях, чтоб детям было хорошо.
Член Общественного совета при главе г. Ишима Роза Загнеева.