Елизавета Первухина. Стихи в тетрадке

Поделиться:

Выпускница ишимского педагогического института им. П.П. Ершова, активистка, исследователь фольклора, призёр десятков научных конференций, конкурсов и олимпиад различного уровня, молодой талантливый учитель одной из школ Казанского района – всё это о Елизавете Первухиной. Несколько лет назад девушка также стала известна как поэтесса.  

Елизавета Первухина родилась и выросла в селе Казанское, там же с золотой медалью окончила школу. И ещё школьницей начала писать стихи – родителям на открытках, а потом и в отдельную тетрадку. Первыми литературными опытами Лиза делилась лишь с родными, в частности - с сестрой-близняшкой Ниной. Те первые литературные опыты были посвящены снегу, вьюгам и морозам, хотя написаны были жарким летом.

- Поэтов и писателей среди моих родных не было, хотя меня всегда восхищали творческие люди, - рассказывает Елизавета. - Одно из самых светлых воспоминаний детства – мой дедушка, который не знал нот, но виртуозно играл на гармони…

- Что вас вдохновляет? Любимые темы для творчества…

- Вдохновляет творчество других поэтов. Очень люблю стихи Роберта Рождественского, Вероники Тушновой, Эдуарда Асадова, Владимира Высоцкого. А сама пишу о разном, одна из любимых тем – детство. А есть и темы, которых стараюсь избегать, например, почти не пишу о любви. Я считаю, что чем больше пишешь о ней, тем быстрее это чувство превращается во что-то обыденное, теряет волшебство, уникальность. Любовь – это такое чувство, о котором нельзя кричать на каждом шагу, это слишком личное.

- Ваша любимая тема – детство. А какая вы в жизни?

- Думаю, об этом лучше судить окружающим, а в своих стихах я спокойный, наивный, искренний человек. Совсем как ребёнок. 

- Как происходит процесс "рождения" стихотворения?

- Это может показаться странным, но чаще всего я пишу стихи с конца – в начало: сначала в голове рождаются последние строки, а потом и остальной текст. С тех пор как я поступила в институт, стала заниматься наукой, времени на творчество практически не остаётся, поэтому всё чаще стихи появляются строчками, между делом…

- Ваше творчество автобиографично? Или Вы чётко разделяете автора и его лирическую героиню?

- Мне кажется, даже если автор и говорит, что лирический герой его произведений и он сам – разные люди, это не так на самом деле. Я считаю, что, как бы поэт не маскировал героя в стихотворении, всегда получается автобиография. Поэтому о себе могу сказать, что все мои стихи – выражение моих чувств, эмоций, впечатлений. В моих стихах героиня – я сама.

- В каких жанрах вы хотели бы попробовать себя как автор, а в каких уже попробовали?  

- Всегда писала стихи. Лишь однажды в детстве сочинила сказку, и ещё – позже была поэма о жизни детей в тяжёлое военное время. А вообще я считаю, что писать нужно по потребности души, не планируя и не задумываясь заранее о жанре и объёме. Не нужно ставить перед собой задачи написать определённое количество строк, превращать творчество в "строительство". Порой даже в одной строчке можно выразить всё, а целую страницу слов написать впустую…

- Вы уже печатались где-то?

- Мои школьные стихи напечатаны в книге "Сельская школа – надежда России" (о школах Казанского района). А совсем недавно мои стихи были опубликованы в литературном журнале "Союз писателей".

- Как относитесь к критике в свой адрес?

- По-разному. Это зависит от настроения, от восприятия собственных произведений. Есть такие стихи, которые, несмотря ни на что, буду защищать от всякой критики, а саму критику воспринимать очень болезненно. В других случаях могу прислушаться к мнению окружающих и даже подробно обсудить то, что посчитали ошибкой. 

- Литературное творчество - это занятие для души или способ заработать?

- Скорее, занятие для души. Хотя однажды мне приходилось зарабатывать стихами: в 10 классе я одержала победу в областном литературном конкурсе, это был мой первый творческий гонорар. Но я считаю, что не нужно превращать свои литературу в продукт, товар, потому что тогда она теряет свою настоящую ценность. Уверена, что если есть тяга к творчеству, к слову – нужно обязательно писать. Я даже профессию выбрала творческую: буду учителем. И стихи продолжу писать и после окончания вуза, а возможно даже стану автором собственного сборника.

- Кто из авторов – классиков и современников – вам особенно близок?

- Как студенту-филологу из классиков мне ближе Чехов,Толстой, Шолохов, Солженицын. А вообще у меня есть два любимых писателя, произведения которых буду всегда по возможности перечитывать: это Борис Васильев и Артур КонанДойль. Из современных авторов с удовольствием читаю Дину Рубину и Екатерину Мурашову. Многие сейчас подменяют книгу компьютером, наверное, это неправильно. Именно чтение делает жизнь чище, светлее. Почитайте, к примеру, Хемингуэя, и Вы это поймете.

- А что читает современная молодёжь?

- Боюсь, большинство не читает практически ничего, за исключением так называемых "бестселлеров" - книг-однодневок, авторы которых не ставили перед собой каких-то серьёзных целей. Хотя интернет открыл большие возможности как для писателей, так и для читателей. В частности, в соцсетяхпоявилось немало сообществ, помогающих определиться с литературным вкусом и публикующих списки самых интересных книг – от новинок книжного рынка до классики. Читают разное: к примеру, моя знакомая в восторге от фантастики Макса Фрая, в школах старшеклассники по-прежнему любят Джоан Роулинг и Пауло Коэльо.

- Как на ваш взгляд сегодня может реализовать себя молодой поэт?

- Реализовать себя молодой поэт может всегда. Литературные объединения, живые и виртуальные, никто не отменял. Здесь можно и заявить о себе как поэте, и сделать первые публикации, и пообщаться с первыми читателями и критиками своего творчества.

- Кроме литературы на что ещё остается время?

- На общение с семьей, друзьями, вышивание. А ещё я всегда любила рисовать, прежде всё свободное время уходило на это. И сейчас позволяю себе иногда "похудожничать", люблю, когда кто-то просит что-то нарисовать.  

***

А я хочу возвратиться в детство,

Где самое страшное – это грозы,

А в Новый год ждешь с нетерпением                        

 Прихода с подарками Деда Мороза,                                 

Когда все проблемы имеют решенья,

Которые есть у мамы…

И, если в игре потерпел пораженье,

То можно сыграть заново.

А, если вдруг оказалось больно,

То можно подуть, и все пройдет,

И снова с другом, с улыбкой довольной

На велосипеде рвануть вперед!..  

Сижу за компьютером, с грудой книг,

И в сердце надеюсь: быть может, вот-вот

Услышу знакомое: "Выходи!"

И в детство отправлюсь ещё разок.

И вроде, давно наказания сняты,                                       

И мама в песочницу не запретит,

Но там, за окном, не те ребята,

И звать уже никто не спешит.

Но я хочу возвратиться в детство,

Где счастье и праздник, хотя бы разок,

Снова попасть в этот мир чудесный,

Хотя бы во сне, на миг, на часок.  

Облака

По небу плыли бесконечно облака

И солнце скрыли.

Они, наверное, плывут издалека,

Мы так решили. 

Они играли ватным светом на заре,

И, словно дымка, 

Воздушный бал происходил на высоте,

Как на картинке.

И белый шар, и рядом белоснежный кот      

В рассветной дали

Фигур воздушных бесконечный хоровод                   

Мы наблюдали.

Стремилась белых вереница кораблей

К небесной гавани.

Сегодня здесь они, а завтра поскорей

Продолжат плавание. 

По небу плыли бесконечно облака

В мир без печали. 

Как жаль, что в сказку облака с собой меня

Увы, не взяли.

***

Всегда есть возможность вернуться,

Пока не успел уйти.

Всегда есть возможность очнуться,

Пока не уснул в забытьи. 

Всегда есть возможность признаться,

Пока человек с тобой. 

Всегда есть возможность остаться,

Пока первый шаг за тобой. 

Всегда есть возможность сказать,

Пока не успел забыть.

Всегда есть возможность страдать,

Пока есть возможность любить.

Всегда есть возможность спасти,

Пока в стороне не стоишь.

Всегда есть возможность идти,

Пока продолжается жизнь. 

Всегда есть возможность дарить,

Пока не успел потерять.

Всегда есть возможность жить,

Пока есть возможность дышать.

***

Смою с солнца тёмные пятна

И закрою чёрные дыры,

Поверну этот мир обратно,

Когда сосны были большими,                      

Когда мама кормила из ложки

И носил на руках папа,                                  

И  когда семенили ножки                              

По дорожке детского сада.                            

Тогда рада была игрушкам

В жизнь смотрела наивным взглядом…          

Ничего тогда было не нужно,

Лишь бы мама была рядом.

Бесполезно спорить с природой,

И не смыть мне пятна на солнце,

Только слышно, как детство уходит,

Лёгкий след показав в оконце.    

***

Человек способен на чувства,

Потому что имеет Сердце,

Потому что имеет душу,

Чтобы каждый сумел согреться.             

Человек способен на слёзы,

Потому что Сердце имеет.

Это сердце обидеть можно,

И душа уже так не согреет.

Человек способен на счастье,

Потому что имеет Сердце.

И тепла от души тогда хватит,

Мир согреть, самому согреться.

Он в душе своей может быть светлым,

Он способен на искренность, честность,

Он способен быть Человеком,

Потому что имеет Сердце.

***

По стёклам дождь колотил каплями,

На них следы оставлял мокрые,                     

Чтоб сразу дождик не забывали мы.             

Оставил он, чтобы мы вспомнили.

А утром встану с окошком рядышком,

Увижу солнце, росу прозрачную,

Увижу я на стекле пятнышко

И сразу вспомню грозу вчерашнюю. 

***

Часы как живые люди,

Бегут по дорогам жизни.

Минуты, часы, секунды,

И день навсегда рассчитан.

Вот стрелка вернулась туда, где встаёт

Она каждый час, каждый день,

В кругу продолжается стрелки поход

Движенье - за тенью тень.

Но к ним не всегда обращаемся мы,

Ведь вся наша жизнь не просто часы,

Однажды так было:

Вдруг стрелка сломалась,

 "Тик-так" прекратилось,

А жизнь продолжалась.

***

По будильнику утро, завтрак спросонья,

Шкаф, косметика, зеркало, ключ под коврик,

Снова лифт не работает, снова сломан…

Каждый день, как один, хотя, вроде, вторник…

Снова раньше приходит автобус глупый,

Посмотрев на часы, как вчера, понимаешь,

Что сегодня опять утренняя прогулка,

Даже если пешком, всё равно успеваешь.

Наизусть это всё в голове твоей,

Словно в детстве считалка, чтоб не обиделись,

Всем коллегам – улыбка с утра до ушей,

Как будто вы целый год не виделись.

Слишком верно, слишком по плану, по графику,

Словно кто-то оценит, словно это урок .

Всё границы, лимиты, стандарты, трафики,

В ровных клеточках – галочки, если сделано в срок.

Целый день на работе дела опять,

Будто мир решил стать сегодня правильным,

Но как только часы показали "пять",

Ты ушла и лишь запах духов оставила.

Снова вечером в доме свет потухнет,

Не хотят изменяться жизни опции,

Ждёшь, когда на твоей одинокой кухне

Появится пересоленный суп на две порции.

Юлия Кроо. Фото Василия Баранова.