Конечно, для любого железнодорожного состава простои в работе нежелательны. А вот для пожарного поезда это плюс, значит, на вверенном участке дороги всё функционирует в плановом режиме, без происшествий. Не зря в народе бытует поговорка: "Пожарный спит – страна богатеет".
Впрочем, коллективу пожарного поезда станции Ишим спать некогда, работы хватает: это содержание и обслуживание подвижного состава, пожарно-тактические учения, отработка технологического графика выезда пожарного поезда, подсобно-вспомогательная деятельность. А в последние месяцы добавилось ещё и освоение новой техники – 21 августа на станцию Ишим поступил модернизированный пожарный поезд. После месяца подготовки, подключения необходимых коммуникаций: электричества, связи – приказом начальника железной дороги поезд был введён в боевой расчёт.
– Новый состав отличается улучшенными характеристиками и обеспечивает более эффективную борьбу со всеми видами пожаров и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, – отмечает начальник пожарного поезда станции Ишим Евгений Александрович Тарасов. – Его предшественник служил на нашей станции с 2003 года, поскольку срок эксплуатации рассчитан до 2018 года, сейчас ему определено новое место дислокации – станция Ноябрьск.
Модернизированный пожарный поезд выпущен Воронежским ремонтным заводом. Он включает служебный и технический вагоны, две цистерны-водохранилища вместимостью 122 тонны. На летний период добавляется третья цистерна. Подвижной состав оборудован по последнему слову техники, здесь установлен дизель-генератор повышенной мощности, модернизированные стационарные пожарные установки СПУ 40/100М – у них более высокая производительность подачи воды и пены, чем у предыдущих мотопомп, – до 50 литров в секунду. Имеются вакуумная система забора воды из посторонних источников, ёмкости с пенообразователем вместимостью в пять тонн, в том числе 400 кг дорогого фторсодержащего пенообразователя. Пожарный поезд укомплектован двумя электрическими лебёдками грузоподъёмностью до 500 кг и полным арсеналом средств пожаротушения: пожарными рукавами, гидравлическими ножницами, пенными стволами "Пурга-5", бензорезом, переносной мотопомпой "Хонда" и т.д., а также аварийно-спасательным оборудованием, позволяющим перекачивать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, нейтрализовать просыпанные или пролитые опасные вещества. Поезд обеспечен запасом ГСМ и продуктов питания на несколько суток работы. Для освещения места работ в ночное время имеются стационарные и переносные прожекторы.
Система блока управления отоплением и кондиционированием позволяет осуществлять мониторинг работы всего электрооборудования состава. Кстати, кондиционер – это одно из новшеств пожарного поезда и большой плюс для несения службы, особенно в летнее время, отмечают сотрудники. Рабочее место начальника караула оснащено автоматизированной информационной системой пожарной безопасности, куда заносятся сведения о проделанной за сутки работе. На поезде обеспечена постоянная связь со станцией, локомотивной бригадой и поездным диспетчером, а также с городской противопожарной службой, смонтирована система навигации ГЛОНАСС, которая отслеживает передвижение состава и передаёт данные головным организациям в Москве и Екатеринбурге.
В служебном вагоне, помимо пожарного оборудования, размещены пост газодымозащитной службы, купе для отдыха дежурного караула. Бытовые помещения – кухня и санузел – оборудованы душевой кабиной, электроплиткой, микроволновой печью, холодильником, кулером для воды, есть даже небольшой телевизор. Обживаться на таком комфортном рабочем месте очень приятно, признаются пожарные.
Штат пожарного поезда станции Ишим – это 27 человек. Ежедневно на смену выходят по шесть сотрудников – пожарный расчёт.
– Заступаем на смену, принимаем оборудование – проверяем работоспособность мотопомп, уровень бензина, рукава, стволы – каждый отвечает за вверенные объекты, – рассказывает, как начинается его рабочий день, пожарный 5 разряда Сергей Галкин. – Состав должен находиться в полной боевой готовности, чтобы в любой момент выдвинуться по сигналу.
На пожарном поезде парень работает второй год, пришёл сюда сразу после армии. Признаётся, что на пожар выезжать пока не доводилось: с одной стороны хочется испытать себя в чрезвычайных условиях, а с другой – конечно, лучше, когда возгораний нет.
Машинист насосной установки Владимир Высоцкий работает здесь 22 года и по сигналу тревоги выезжал не раз. Вспоминает, как в 2013 году их расчёт работал на ст. Мангут: из вагона высыпались и загорелись старые аккумуляторы. Могли и взорваться, но огнеборцы вовремя ликвидировали пламя.
В новом поезде, говорят пожарные, больше всего впечатляет обилие автоматики, все системы – на электронном управлении, приходится "перестраиваться на новые рельсы" – осваивать новое оборудование. Кстати, в Тюменской области это первый такой объект. Модернизированные поезда есть в Перми, Верещагино, ближайший – на станции Екатеринбург-Сортировочная.
– Станция Ишим находится на очень ответственном участке Транссибирской магистрали с высокой загруженностью, поэтому нам и выпала такая честь – новый современный пожарный состав, – говорит Евгений Тарасов. – Мы обслуживаем участок железной дороги протяжённостью 278 км, от обгонного пункта № 46, исключая станцию Называевская, до станции Вагай (за её исключением). Наши главные задачи – профилактика пожаров, недопущение и ликвидация возгораний на объектах железнодорожного транспорта, проведение первоочередных спасательных работ.
По словам Евгения Александровича, последний напряжённый в плане пожаров период пришёлся на 2010 год: расчёты пять раз выезжали на участок от Шаблыкино до ст. Маслянской на тушение полосы отвода (огонь перекидывался с торфяников). В этом году летний пожароопасный период прошёл без осложнений: ни возгораний, ни аварийных ситуаций не было. Но, несмотря на спокойную обстановку, огнеборцы-железнодорожники всегда на посту, и пожарный поезд в течение десяти минут готов покинуть запасной путь, чтобы мчаться по сигналу тревоги.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.
Марина СЕРГЕЕВА.