03 сентября 2015, 09:48 образование

Августовский педсовет

Поделиться:

Ежегодная конференция работников образования – важнейшее мероприятие для педагогической общественности Ишима. В преддверии нового учебного года руководители и педагоги образовательных организаций обсудили на этой дискуссионной площадке качество современного образования и задачи, стоящие перед учителями. 

Роботы в школе

На этот раз темой педагогической конференции стало "Управление качеством муниципальной системы образования: приоритетные задачи, механизмы и технологические решения". Впервые мероприятие открылось выставкой, на которой гости могли познакомиться с используемыми в школах и детских садах города инновационными технологиями, а также с изобретениями учащихся. Так, на стенде школы № 12 были представлены роботы. Информатика, программирование и робототехника знакомы в этом учебном заведении даже первоклашкам.

– Занятия по робототехнике в нашей школе ведутся в рамках внеурочной деятельности. В первом классе дети осваивают простые механизмы, во втором-третьем классах – конструкторы Lego Wedo с более сложным программным обеспечением. В четвёртом классе занятия проходят с агрегатами Lego EV3, где программирование ведётся на компьютере, затем программа переносится на процессор робота, и тот работает в автономном режиме, – рассказывает учитель начальных классов Елена Шуплякова. – Занимаясь индивидуально, парами или в командах, ребята любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Робот Wedo позволяет учащимся попробовать себя в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Школьники собирают и программируют действующие модели, решают с их помощью задачи и упражнения из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

В школе № 12 робототехника появилась четыре года назад, однако уже сейчас понятно, насколько огромна польза от подобных занятий. "Современным детям – современные технологии", – говорят здесь. Начинание очень нравится как ученикам, так и их родителям.

Лаборатории нового времени

В школе № 8 малышей обучают с использованием аппаратуры ProLog. Модульная система экспериментов ProLog – это цифровая лаборатория, основанная на автономных цифровых измерительных модулях. Данные лаборатории востребованы при проведении учебных экспериментов, особенно на уроках естественнонаучного цикла и уроках окружающего мира в начальной школе. Цифровые лаборатории позволяют реализовать принцип наглядности в учебном процессе, показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла, обеспечить точность количественных измерений.

– Работу с детьми мы начинаем с простейших экспериментов: измеряем температуру руки без варежки и после того, как надевали варежку, – ученики узнают, насколько хорошо их греют варежки, зачем их нужно носить. Измеряем пульс до физической нагрузки и после, освещённость помещения, температуру воздуха и так далее, – рассказывает учитель начальных классов Татьяна Клишева. – Благодаря новым технологиям дети активнее работают на уроках, лучше усваивают материал.

В школе № 2 отличным помощником учителя на уроках стала лаборатория "Архимед". Система схожа с ProLog и представляет собой компьютер, подключённый к целому ряду датчиков, измеряющих пульс, выделения углекислого газа при дыхании, давление, освещённость, температуру, расстояние. По словам учителя физики Ольги Беспятовой, комплекс незаменим на уроках физики и биологии. Учащиеся активно используют его при подготовке научных работ.

– Когда я работал над исследовательским проектом, в котором сравнивал параметры газовой, светодиодной ламп и лампы накаливания, замеры проводил с использованием этого оборудования, – поясняет ученик 11 класса Илья Бобров. – Благодаря цифровой лаборатории я в короткие сроки смог провести сложные испытания, получить наиболее точные результаты и даже провести их сравнение.

Изобретатель из школы № 5

Одиннадцатиклассник Александр Аникеев – гордость школы № 5. На выставке он представил две свои новые разработки: универсальный ультразвуковой отпугиватель насекомых и животных и охранную сигнализацию.

– Летом я столкнулся с такими проблемами как комары и мошки, мешающие отдыхать на природе, и бродячие собаки, нередко набрасывающиеся на велосипедистов. Решить эти вопросы оказалось несложно, – рассказывает Александр, демонстрируя чёрную коробочку с лампочкой и переключателем. – Я собрал портативный ультразвуковой прибор, работает он на разных частотах от обычной батарейки. Так, насекомым не нравится постоянное воздействие звуком частотой до 25 кГц, грызунам (прибор также помогает избавиться от мышей и крыс в доме, кротов на дачном участке) – до 30 кГц, млекопитающим – до 45 кГц. Просто устанавливаем тумблер в нужное положение и оставляем прибор на определённом месте либо, если собираемся на прогулку, берём с собой. Прибор компактный и эффективный, апробирован в реальных условиях.

Ещё одно изобретение юноши – охранная сигнализация, оказавшаяся гораздо дешевле импортных аналогов. При проникновении посторонних в охраняемую квартиру установленные там динамики начинают издавать громкие неприятные звуки, включаются яркие мигающие лампы. Оборудование сработает, даже если в квартире не будет электричества: питание осуществляется за счёт аккумулятора. Отключить сигнализацию можно лично либо с использованием дистанционного блока и брелока. Макет квартиры с мини-сигнализацией А. Аникеев представил на выставке.

Александр признался, что в школе он ударник, любимые предметы – физика, информатика, математика. После получения аттестата молодой человек планирует поступать в Екатеринбургский институт железнодорожного транспорта или Омский государственный университет путей сообщения. Но говорит, что своего увлечения не бросит, – за наукой будущее.

От методики к урокам

Выставке инноваций и настоящему празднику учителей предшествовало полторы недели кропотливой работы. С 19 по 28 августа в школах и детских садах Ишима проходили методические дни, семинары, круглые столы на самые разные педагогические темы – от преподавания в группах "особого внимания" и музыкально-игровых технологий до внедрения комплекса норм ГТО и кураторства над молодыми специалистами. В эти дни в работу включились все образовательные учреждения Ишима, принимая гостей и демонстрируя свои наработки. В традиционном августовском педсовете приняли участие и представители власти и духовенства: глава г. Ишима Фёдор Шишкин, депутат Тюменской областной думы Виктор Рейн, председатель Ишимской городской думы Алексей Ипатенко, епископ Ишимский и Аромашевский Тихон.

– На протяжении многих лет я являюсь участником педагогической конференции в родном мне Ишиме. Регулярное общение с педагогами, директорами и завучами школ помогает мне, как депутату, принимать правильные решения в сфере образования, – отметил депутат Тюменской областной думы Виктор Рейн. – Ежегодно в рамках конференции учителя рассматривают проблемные вопросы и вместе находят на них ответы, обмениваются опытом. Конференция – это прекрасная методическая подготовка к предстоящим урокам и экзаменам.

– Я знаю, насколько тяжёл и ответственен труд учителя, и уважаю представителей этой профессии, – продолжил глава г. Ишима Фёдор Шишкин. – Сегодня в Ишиме в приоритете развитие экономики и производств и развитие образования. Власть старается сделать всё, чтобы улучшить положение дел в данной сфере. В школах и детских садах проводятся ремонты, закупается новое оборудование. Постепенно удаётся обеспечить педагогов города служебным жильём – в ближайшее время работникам образования будет выделено ещё 13 квартир в новом доме по ул. Казанской.

Добавим, что в рамках конференции прошло награждение лучших работников образования Ишима. Так, почётные грамоты и благодарственные письма главы города были вручены заместителю директора по учебно-воспитательной работе городского общеобразовательного лицея Н.П. Бужан, учителю физики школы № 5 Л.Н. Шакуто, помощнику воспитателя детского сада № 19 В.А. Аристовой, воспитателю детского сада № 19 О.А. Ревягиной, учителю биологии и химии школы № 7 Т.В. Тарицыной и воспитателю детского сада № 19 Н.М. Панькиной. Благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной думы Виктора Рейна отмечены библиотекарь школы № 2 Л.Н. Самсыкина, учитель физкультуры школы № 8 А.А. Медведева, учитель русского языка и литературы школы № 4 Ю.Н. Де-

канова, учитель биологии и географии школы № 8 И.А. Новикова и учитель русского языка и литературы городского общеобразовательного лицея Е.В. Миллер.

Юлия КРОО.

Фото автора.

Юлия КРОО.