От Сталинграда до Берлина

Поделиться:

С Ильёй Георгиевичем Тимошиным мы встретились во втором терапевтическом отделении областной больницы № 4 г. Ишима – в свои 93 года сюда на госпитализацию он попал впервые. "Я умирать не тороплюсь, – шутит ветеран, – вот они – мои ангелы", – и ласково кивает на входящих в палату медсестёр. А ведь жизнь Илью Георгиевича отнюдь не баловала – сиротское детство, рабочая юность, военная молодость. Пережил фронтовик и единственного сына, остался последним в роду. Но, несмотря на невзгоды и удары судьбы, не утратил лёгкого, с юмором, отношения к жизни.
Он рано остался без родителей, воспитывался у брата в Сорокинском районе. В 13 лет пошёл работать в редакцию: сначала наборщиком, а потом печатником местной газеты "За коммунизм". Перед войной выучился на шофёра, поэтому в 1941 году был оставлен по брони – работы водителям хватало и в тылу. Призвали Илью Тимошина год спустя, обучался под Омском в лагере "Черёмушки". На всю жизнь запомнил новобранец наказ отцов-командиров: "Будут вам, ребята, командовать: "Ложись!" – болото не болото, вода не вода, грязь не грязь – выполняйте! С вас будет больше поту да меньше крови". Так он всегда и поступал, благодаря этому совету и вернулся с войны, хоть инвалидом, зато живой, считает ветеран.
Боевое крещение солдату выпало пройти в одной из самых масштабных битв Великой Отечественной войны – под Сталинградом, в ноябре 1942-го. Чтобы взять город, сюда стянули самые отборные эсэсовские войска. "В чёрном обмундировании, под гнетущий барабанный бой наступали гитлеровцы, – рассказывает ветеран. – Наши их подпустят поближе и косят из пулёметов. Немцы валятся, как снопы, а всё равно идут. Такие горы трупов были, что танки буксовали".
Илья Георгиевич в сражениях участвовал в составе танковой бригады, в десанте. Там получил первые ранения – в голову и в ногу. "В одном из боёв угадал под бомбёжку, – вспоминает фронтовик. – Меня контузило и завалило в воронке землёй, только каска была видна. По ней сапёры, которых отправили разминировать поле, меня и нашли, откопали, отправили в госпиталь, в Саратов".
Подлечился – и обратно на передовую, уже в должности сержанта, командира отделения. "Я бесстрашный был, терять-то некого: ни отца, ни матери, ни семьи", – говорит ветеран. В память о боях под Брянском остался в правом боку фронтовика осколок, на Дону был ранен в ногу. А ещё там приключился с Ильёй Георгиевичем замечательный случай.
– В селе Хлебном закипел у нас танк, их тогда водой заправляли, – рассказывает ветеран. – Проехали по огороду к колодцу, я вниз заглянул – там глубина метра три и доски какие-то плавают. Ведро на проволоку прицепил, зачерпнул, вытаскиваю – корзина, а в ней ребёнок, мальчик месяцев пяти-шести, живой, даже не промок и не плачет. Вышла из дома бабушка старенькая и сказала, что его мать немцы застрелили. Прошли годы, как-то раз вызывают меня в военкомат, пришло письмо из Германии. Оказалось, этот пацан вырос и служит там старшим лейтенантом. Написал, что хотел бы повидаться со своим отцом-спасителем – со мной. Но не довелось, к сожалению.
Через Белоруссию и Польшу Илья Тимошин дошёл до Берлина. Штыком нацарапал свою фамилию на стене Рейхстага. Здесь же встретил и День Победы. И даже был в Потсдаме во время знаменитой конференции, на которой решалась дальнейшая судьба Германии. В это время он служил офицером связи в автоуправлении 1-го Белорусского фронта при штабе. Демобилизоваться в 1945 году не удалось – опытного бойца оставили ещё на полгода обучать солдат-шофёров. Только в октябре 1946 года Илья Георгиевич был демобилизован в Ишим, здесь и остался. Больше 22 лет проработал на обувной фабрике: начинал вырубщиком в штамповочном отделе, а потом снова сел за руль грузовой машины. Компанейский, лёгкий на подъём, ветеран часто участвовал в концертах народной самодеятельности – играл на гармони, на баяне. Но в последнее время стал меньше бывать на разных мероприятиях, всё-таки старые раны дают о себе знать.
Среди наград ветерана – медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", "За освобождение Варшавы", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", юбилейные медали. 9 Мая Илья Георгиевич ждёт с большим воодушевлением.
– Вот подлечусь к празднику и обязательно поеду на парад, – улыбается ветеран. – 70 лет Победы – великая дата. Дай нам Бог и дальше жить под мирным небом.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.

Марина СЕРГЕЕВА.