Наши фронтовики

Поделиться:

Накануне 70-летия Великой Победы нам хочется рассказать о двух фронтовиках нашей семьи, которых, к сожалению, уже нет: отце Николае Михайловиче Ерёмине и дедушке Михаиле Никитовиче Шабалине.  

О дедушке Михаиле Никитовиче Шабалине, которого мы никогда не видели, известно мало. Родился он в 1904 году. Во время войны, несмотря на бронь, был призван на фронт, воевал в 40-й гвардейской Енакиевской стрелковой дивизии. Пропал без вести. Мама нашла его спустя много лет через поисковую группу. Как оказалось, дед погиб в бою под хутором Новопетровка Запорожской области 21 ноября 1943 года. Дома оставались больная жена Зоя Ивановна и четверо детей. Маме было 13 лет, когда на её плечи легла забота о всей семье.
Наш отец Николай Ерёмин родился 25 декабря 1923 года в с. Граждановка Тамбовской области. В период коллективизации его родители переехали в Сибирь, в с. Калачёво Прокопьевского района Кемеровской области. Именно оттуда его, 17-летнего парня, и призвали в армию в сентябре 1941 года. Два месяца учёбы на военных сборах – и на фронт. Худенький невысокий (его рост не превышал полутора метров) мальчишка попал в первую миномётную роту 674-го стрелкового полка 150-й дивизии Первого Белорусского фронта. Боевое крещение получил ещё по дороге в полк: поезд, который вёз новобранцев и боевую технику, попал под бомбёжку. Началась паника, большая часть солдат погибла, а Николая спас его маленький рост. Когда немецкий снайпер выбил весь миномётный расчёт, Н.М. Ерёмин уцелел, спрятавшись за миномётной плитой. Снайпер видел, что в живых остался один солдатик, и до самой темноты издевался над ним, стреляя рядом и пытаясь его задеть: пули колокольным звоном звенели по металлу, а одна из них отстрелила Н. Ерёмину каблук сапога.
В ноябре 1941 года отца и других новобранцев направили под город Ржев, где надо было отбить высоту, занятую немцами. Солдат в том бою полегло очень много, осталось в живых меньше роты. Н.М. Ерёмин тогда был старшим сержантом, командиром миномётного расчёта.
Много историй отец рассказывал о войне. Так, однажды, уже в Германии, нашим солдатам удалось занять винный склад, и Н. Ерёмин на всю жизнь запомнил вкус шампанского с того склада – на родине таких вин они не пили. Вспоминал он и о зачистке на территории Германии, во время которой русские солдаты достали из-под кровати прятавшегося там двухметрового детину – немец дрожал при виде юных русских рядовых.
Во время войны Николай Ерёмин был ранен в голову, но в госпиталь не лёг – сбежал на передовую и продолжал службу в своей части. Войну он закончил в Берлине, День Победы миномётный расчёт Н.М. Ерёмина встретил перед Рейхстагом. Отец вспоминал общее ликование, взмывавшие в небо ракеты – первый салют Победы.
После войны Николай Ерёмин служил ещё 1,5 года в Германии. Домой, в село Калачёво, он вернулся в начале 1947 года. У отца были награды: два ордена Красной Звезды, медали за отвагу, за взятие Варшавы, Берлина, за победу над Германией. Был представлен к орденам Славы и Отечественной войны, но так и не получил их.
В 1947 году отец познакомился с мамой – Юлией Михайловной, через год они поженились. Вырастили троих детей: дочерей Татьяну и Людмилу и сына Олега (Олег после школы решил стать военным и окончил Ачинское военное лётное училище). Чтобы семья ни в чём не нуждалась, отец трудился сразу на нескольких работах. В Калачёво был электриком в депо на железной дороге, а после переезда в Ишим работал в пожарной части. Одновременно занимался изготовлением зеркал, фотографией и многим другим. Все эти подработки были официально запрещены в СССР, но нужно было как-то выживать, особенно когда воинам, защищавшим Россию, отменили льготы. Отца не стало 16 августа 2000 года после болезни, которая стала следствием автомобильной аварии. Вот такими были воины нашей семьи.
Дочери Татьяна и Людмила.
Фото из архива Ерёминых.

Дочери Татьяна и Людмила