На прошлой неделе губернатор Владимир Якушев побывал с рабочим визитом на казанской земле, в ходе которого встретился с журналистами районных СМИ и ответил на наиболее актуальные вопросы о социально-экономическом развитии Тюменской области в 2015 году.
– Владимир Владимирович, в последнее время наблюдается тенденция к сокращению отдельными крупнотоварными сельхозпредприятиями животноводческой отрасли, что вызывает социальную напряжённость в сёлах: десятки людей лишаются круглогодичной работы. Какие меры воздействия применяются правительством в отношении таких предприятий?
– В первую очередь надо разобраться, почему это происходит: по объективным или субъективным причинам. Мы готовы помогать хозяйствам, испытывающим объективные трудности. Главное, чтобы у собственника было желание эту ситуацию преодолеть. Но если предприятие получает субсидии из регионального бюджета на приобретение молочного стада, на реконструкцию или строительство животноводческих помещений, чтобы в конечном итоге продать всё это за большие деньги и присвоить полученные субсидии, то будем работать в достаточно жёстком формате: взыскивать эти средства, привлекать правоохранителей. Когда бюджетные деньги хотят переложить в карман, мы должны стоять на защите государственных интересов с использованием всех доступных инструментов.
– В нынешней экономической ситуации ни стране в целом, ни нашему региону, очевидно, не удастся избежать повышения напряжённости на рынке труда. Какие новые программы и проекты предполагается реализовать в сфере занятости населения?
– Центры занятости на местах продолжают реализацию зарекомендовавших себя в 2008-2009 годах программ: профпереподготовка и самозанятость населения. Правительством региона подписано постановление о финансировании данных мероприятий. Активно будем двигаться в направлении общественных работ, обеспечения занятости молодёжи в летний период. Мы прекрасно понимаем, что в сложившейся экономической ситуации на рынок труда будет оказываться достаточно серьёзное давление. Одна из основных причин, мешающих сегодня экономике, – отсутствие доступных кредитов. Финансовый сектор первым реагирует на неопределённость на рынке и не стремится давать деньги в долг, а большое количество предприятий без заёмных средств развиваться не могут. Федеральное правительство не хочет разгонять инфляцию, которая, согласно прогнозам Минэкономразвития, по итогам года вырастет минимум в два раза к прошлогоднему уровню. Есть два варианта развития событий. Либо государство вбрасывает деньги в экономику за счёт дополнительной эмиссии, соответственно, вырастут цены. Либо мы держим инфляцию, но получаем замирание в экономике. Федеральное правительство должно определиться, и это очень сложный выбор.
– Как регион готовится к посевной кампании? Будет ли оказана областная поддержка хозяйствам?
– У нас предусмотрена стандартная несвязанная поддержка из федерального и регионального бюджетов на субсидирование процентных ставок по кредиту, доведение ставки до уровня не выше 5-7 %. Повторюсь, проблема в том, что стало сложнее взять кредит. Если в предыдущие годы хозяйства набирали кредитов на посевную под 2,5 млрд рублей, то к концу марта 2015 года эта сумма составляет всего 750 миллионов. Однако я вижу в этом и положительный момент: когда нет доступа к кредиту, многие начинают рассчитывать на свои силы. Сегодня у многих крепких предприятий всё в порядке с семенами, ГСМ, удобрениями – и это сделано за счёт собственных ресурсов. Помогла в этом году и цена на зерно: те, кто смог сохранить урожай, получили приличную прибыль от его продажи. Никакой другой помощи по посевной не предусмотрено. Мы жёстко мониторим вопросы весенней полевой кампании, работаем в постоянном диалоге с Минсельхозом, проводим обменные операции, чтобы обеспечить тех, у кого проблемы с семенным фондом. Считаю, у Тюменской области есть все основания провести посевные работы без сбоев. Мы ни в коем случае не должны уменьшить посевные площади и должны биться за то, чтобы себестоимость посевной была меньше – например, за счёт оптовых закупок ГСМ.
– Осенью на территориях пройдут выборы в местные думы. В настоящее время в районе два руководителя: председатель думы и глава администрации. Предвидятся ли изменения в законодательстве в этом отношении?
– Смысл данной нормы закона заключался в том, что председатель думы будет заниматься политикой, а глава – хозяйственной деятельностью. Но какой политикой можно заниматься на уровне поселения? Людям нужны ровные дороги, чистые и освещённые улицы. Руководитель муниципалитета в первую очередь должен быть завхозом. В основе российской действительности долгие годы лежал принцип единоначалия. Если он отсутствует в государственном, муниципальном управлении, возникает больше проблем, чем пользы, вплоть до того, что председатель думы и руководитель администрации начинают разбираться, кто главнее, а не работать. Отмечу: в Тюменской области количество таких конфликтов минимизировано. Региональным законом мы сохранили существующую систему, но внесли поправки, в соответствии с которыми глава администрации может являться главой муниципального образования. Считаю, что поселенческая модель неэффективна для нашей реальности и лишь обременяет управленческую схему. Район – это территория реальных дел, а не политики. Нужно уменьшать количество чиновников: люди должны работать, а не тратить время на разговоры.
– Ожидается ли в этом году ремонт участка федеральной трассы Ишим-Голышманово?
– В прошлом году проведён небольшой ремонт на данном направлении, нынче запланирован капитальный ремонт большого участка автодороги. Федеральный бюджет на дорожное строительство серьёзно урезан – информацией о судьбе данной дороги ориентировочно будем владеть к середине апреля. Постоянно держу на контроле вопрос по трассам в сторону Ханты-Мансийска и Омска. Постараемся сделать всё, чтобы эти строки не исчезли из федерального бюджета.
– Продолжат ли работу в 2016 году программы "Молодая семья" и "Молодой специалист"?
– Эти федеральные программы рассчитаны до 2015 года, пока об изменениях в сроках их действия не известно. Как только ассигнования будут доведены, сразу пойдут сигналы на места. Моё личное мнение: "Молодая семья" – самая эффективная программа, она ориентирована на поддержку экономически активной части населения, улучшение демографических показателей и серьёзно закрепляет людей на земле. Обещать ничего не буду – дождёмся решения Федерации. Но на региональном уровне хотелось бы сохранить какую-то долю поддержки, поскольку эффект от программы заметен, особенно в сёлах.
– Ишимский сыр – натуральный, качественный продукт от местного производителя, но недостаточно эффективно продвигается на рынок. Оказывает ли область поддержку в этом вопросе?
– Совместно с предприятием "Золотые луга" мы проводим большую работу по продвижению данного продукта. Для масштабной рекламной кампании и затраты требуются немалые, пока что это не в интересах предприятия. Считаю, что за последнее время есть ряд успехов, ишимский сыр продают теперь и в вакуумной упаковке. Нужна системная работа, необходимо разъяснить потребителям, что натуральный продукт дороже, но вкуснее, качественнее и здоровее. Что до меня, то я ем только ишимский сыр, угощаю им гостей и вас призываю: покупайте тюменское!
– На какие цели направлена организационная реформа областных учреждений здравоохранения?
– Во-первых, на сокращение управленческого аппарата – это немалые издержки. Во-вторых, на привлечение наиболее эффективных управленцев. Третье: за счёт перераспределения среди нескольких областных больниц, расположенных рядом, можно будет более качественно организовать работу узких специалистов. В-четвёртых, необходимо избавиться от зданий в больничных городках, от которых, кроме ненужных затрат на коммуналку, никакой пользы. Ещё один момент – лекарственное обеспечение. Несмотря на серьёзную работу по снабжению больниц необходимыми медикаментами и препаратами, кое-где руководители умудряются создать дефицит, порой умышленно. Присоединение районных больниц к более крупным медицинским центрам ни в коем случае не отразится на качестве оказания медпомощи и количестве врачей. Реформа призвана с максимальной отдачей использовать имеющиеся ресурсы, избавить от неэффективных расходов и улучшить оказание медпомощи на местах.
– Владимир Владимирович, вы страстный биатлонный болельщик. Нынешние соревнования принесли больше радости или огорчения?
– Были положительные моменты, были ошибки объективного и субъективного характера. Есть серьёзные просчёты, которые зависят от нашей системы подготовки: у нас слабо используются наука и аналитика, спортсменов готовят по трафарету, на индивидуальные качества обращается мало внимания. Когда мы начнём индивидуально подходить к тренировкам, тогда и результат будет, потому что талантливых ребят и девчат в нашем биатлоне много.
– По итогам общероссийского рейтинга губернаторов вы неоднократно входили в десятку наиболее эффективных региональных управленцев. Это стимулирует вас на работу?
– Разумеется, приятно быть в числе лучших, стараешься поддерживать эту планку. Для меня наиболее важны два официальных рейтинга, на которые ориентируется при оценке руководителей регионов глава государства: это рейтинг Минэкономразвития и оценка населения по результатам опроса Федеральной службы охраны.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.
Марина СЕРГЕЕВА.