Наверное, реформа ЖКХ началась одновременно с созданием структуры жилищно-коммунального хозяйства и продолжаться будет во все времена. Реформируется сама система обеспечения ресурсами, тарифная политика, система предоставления льгот определённым категориям граждан.
Из истории мы знаем, что водоснабжение города осуществлялось путём доставки воды в бочках на лошадях. Потом в 1920-х годах началось водообеспечение горожан из водоразборного бака по талонам. В середине двадцатого века в Ишиме был построен первый водопровод, затем появилась водопроводно-канализационное хозяйство, принадлежность которого периодически менялась: горкомхоз, горводоканал, ПУВКХ, ОАО "Водоканал".
На протяжении всего времени совершенствовалось оборудование, технологии, использовались всё новые материалы, способы очистки воды и т.д. На это требовались немалые средства. А коль структура ЖКХ всегда была убыточной, то она становилась обузой государству. И было решено постепенно переложить все тяготы на плечи потребителей ресурсов, то есть на нас с вами. Сказано – сделано. Теперь пересматриваются в сторону увеличения нормы потребления, рекомендуется повсеместная установка приборов учёта.
Система теплоснабжения тоже постоянно реформировалась. Всё начиналось с печного отопления, потом появились котельные, которые работали на твёрдом, жидком топливе, и не так давно были в основном переведены на природный газ. Теплоснабжение осуществлялось разными предприятиями: горкомхоз, домоуправления, самостоятельные коммунальные предприятия, ведомственные котельные. Потом, в целях эффективной работы системы подачи тепла, образовалось предприятие объединённых котельных и тепловых сетей. Оно несколько раз переименовывалось и сегодня это МУП "Ишимские тепловые сети". Серьёзное предприятие, которое занимается проектированием инженерных сетей, прокладкой теплотрасс, монтажом технологического оборудования, пусконаладочными работами и осуществляет теплоснабжение города. Ремонтируются старые, возводятся новые котельные, устаревшее морально или физически оборудование меняется на более современное. Применяются инновационные разработки. Всё идёт в ногу со временем.
Каждая зима – как экзамен на прочность и состоятельность предприятия. Проверки устраивают не только люди, но и сама природа. Нынешние небывалые морозы тому подтверждение. Однако город держится. В домах и учреждениях тепло. Спасибо МУП "Теплосети" и тем, кто обеспечил стабильную работу предприятия.
Большие преобразования произошли в системе энергоснабжения. И вроде бы тоже всё во благо. Продолжаются работы по газификации территории. В обслуживание жилого фонда включились управляющие компании, в своё время их число приближалось к десяти. И своим вниманием они охватили весь город, все многоквартирные дома. Здесь тоже прошла реорганизация, и теперь в прежнем статусе остались четыре управляющие организации. Их руководители ведут большую работу по сокращению задолженности населения предприятиям ЖКХ, по созданию товариществ собственников жилья. Они конкурируют между собой, и если прежде это конкуренция была более жёсткой и претензионной, то сегодня острые углы сгладились: работы хватает всем. И в том, что в городе появился достаточный для получения поддержки федерации процент ТСЖ, есть заслуга управляющих компаний.
Благополучие любой территории оценивается по нескольким критериям. Но, наверное, прежде всего по тому, как функционируют системы жизнеобеспечения. Если в домах есть свет, вода, газ, тепло и не случается больших перебоев в обеспечении ресурсами; если ходит общественный транспорт, обеспечена связь, убираются улицы, дороги, тротуары – значит, в городе порядок. И такому городу хочется помогать и вкладывать дополнительные средства в его развитие, что, собственно, и делает правительство области.
А вот что касается оплаты услуг, то об этом хотелось бы поговорить отдельно. У меня на этот счёт особое мнение. Кто кому должен – вопрос риторический. Потребителям всегда будет казаться, что тарифы завышены, плата непомерная. Поставщикам ресурсов – что нормы низки и стоимость услуг должна быть гораздо выше. Они нам твердят: не копите долги, мы им: умерьте аппетит. Но если по справедливости, то на месте депутатов городской Думы я бы не спешила утверждать очередное повышение тарифов, пока предприятие-поставщик не соберёт долги за уже оказанные услуги. Получается, что страдает как раз та часть населения, которая регулярно и в полной мере оплачивает квитанции. И мы, потребители, вправе сказать: не можете собрать долги – это ваши проблемы, себе и предъявляйте претензии. Работайте. В вашей структуре созданы юридические отделы. Если они не справляются, наймите коллекторских агентов – у них свой подход к сбору средств. А когда соберёте долги, всё просчитаете и аргументированно докажете, что и этих средств недостаточно для обеспечения бесперебойного обслуживания населения, тогда можно вести разговор об увеличении тарифов на те или иные виды услуг. Без взаимных упрёков, с пониманием необходимости. Кто со мной не согласен?
С. НЕЧАЕВА.