05 сентября 2014, 14:38 образование

Социальный капитал и личность учителя

Поделиться:

Накануне нового учебного года педагоги города и района обсудили итоги своей деятельности, а также постарались сформулировать основные задачи, над решением которых им предстоит работать в ближайшее время.
В Ишиме ежегодная конференция работников образования была организована на базе школы № 8. Традиционно пленарному заседанию предшествовала единая творческо-методическая неделя работников образования. Общей темой стало "Развитие социального капитала образовательной организации как условие повышения качества образования". Однако обсуждались не только опыт, накопленный ишимскими педагогами, и пути его передачи молодой смене, но и итоги ЕГЭ и ГИА, здоровьесберегающие технологии, ценностные аспекты дошкольного образования и многое другое. – Во время обсуждения проблем, стоящих перед современной школой, особый акцент был сделан на психологическом климате внутри коллектива. Мы уверены в том, что педагоги, которые работают в хорошей, доброжелательной атмосфере, способны накопить и передать друг другу и своим ученикам больший социальный капитал, лучше наладить взаимодействие как с детьми, так и с их родителями, – пояснила директор МКУ "Ишимский городской методический центр" Елена Потенихина. – В течение учебного года мы будем проводить единые консультационные дни для педагогов, адресное методико-педагогическое сопровождение педагогических коллективов, а также пересматривать формы и способы сетевого взаимодействия и обеспечивать создание в Ишиме открытой среды межшкольного сотрудничества. Не менее важно и регулярное повышение уровня профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений. В работе конференции приняли участие представители администрации города, руководители образовательных учреждений и профсоюзных комитетов, молодые педагоги, члены родительской общественности, а также ветераны труда. Почётными гостями мероприятия выступили глава города Фёдор Шишкин, заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн и заместитель главы города по социальным вопросам Владимир Белоусов. Каждый из них поздравил собравшихся с началом нового учебного года и рассказал о том, что сегодня делается в городе и области для развития образования и будущего нынешних школьников и детсадовцев. Так, повышение качества образования и конкурентоспособности наших выпускников возможно через развитие материально-технической базы и наполнение школ и детсадов квалифицированными педагогическими кадрами. Сегодня в Ишиме не просто проводятся капитальные и косметические ремонты образовательных учреждений, многие из них полностью обновились и видоизменились. Это и общеобразовательный лицей им. Е.Г. Лукьянец, и школа № 12, и детские сады № 1 и № 10. Практически во всех школах появились и активно используются в работе видео- и аудиооборудование, локальные сети и интернет-системы. В этом году в ишимские школы пришло тринадцать молодых педагогов. Для того, чтобы они смогли успешно влиться в коллектив, в городе реализуются специальные программы поддержки молодых учителей и развития их педагогических компетенций. – Я рада, что выбрала профессию воспитателя детского сада. Сегодня нам предоставляются максимальные возможности для творческого развития и профессионального роста. К тому же я попала в очень хороший, дружный коллектив, где коллеги всегда готовы прийти на выручку. Да и с малышами мне работать нравится – они все очень любознательны и готовы к новым открытиям, – говорит воспитатель детского сада № 5 "Ёлочка" Любовь Новосёлова (на фото внизу). – Современные ученики отлично ориентируются в информационной среде, могут получать огромный объём информации и отлично разбираться в ней. Они более самостоятельные и раскованные, и даже более взрослые, – рассказывает директор лицея им. Е.Г. Лукьянец Мария Волкова. – Чтобы не отставать от учеников и сохранять авторитет, педагогам порой приходится прилагать серьёзные усилия. Ещё одна проблема, поднятая на конференции, – взаимодействие семьи и школы. Если раньше учителя ставку делали на родительские собрания, классные часы и посещение детей на дому, то теперь педагогам предлагают использовать новые формы работы: психолого-педагогическое и социальное сопровождение школой семьи, индивидуальное консультирование, работу через интернет и СМИ, реализацию индивидуальных программ социализации семей. – За последние годы российское образование претерпело немало реформ, и сейчас наша задача – это управление внесёнными изменениями. Мы должны сохранить и приумножить всё лучшее, создав на базе школ высокотехнологичные образовательные учреждения, – подчеркнул заместитель главы города по социальным вопросам Владимир Белоусов. – При этом современные школы должны давать каждому ребёнку полный набор образовательных услуг, включая услуги дополнительного образования в формате школы полного дня. Вполне вероятно, вскоре многие учреждения доп-образования будут функционировать совместно с общеобразовательными школами: педагоги музыкальных школ будут вести уроки музыки, тренеры спортшкол – спортивные секции и так далее. Это обеспечит гармоничное развитие детей и их полную занятость. Пленарное заседание августовской конференции завершилось церемонией награждения. 28 ишимских педагогов и сотрудников образовательных учреждений города были удостоены высоких наград.

Педагоги Ишимского района темой пленарного заседания в этот раз выбрали "Развитие профессионального сотрудничества как условие достижения нового качества". В президиуме работали заместитель председателя Тюменской областной Думы В.А. Рейн, глава Ишимского района С.Б. Вотяков, заместитель главы Л.В. Боровикова и начальник отдела образования В.А. Пашков. Сергей Вотяков пожелал собравшимся в зале добрых и понимающих учеников. От депутатов Тюменской области руководство и педагогов сельских школ поздравил В.А. Рейн. "Свою лепту в успешность нового учебного года депутаты областной Думы внесут. При формировании бюджета-2015 мы руководствуемся главной заповедью: поддержать и сохранить всё, что связано с соцпакетом для сельских учителей", – заверил Виктор Александрович. – Мы должны прийти к пониманию того, как по-новому выстроить отношения внутри педколлективов и сделать так, чтобы роль лидеров в системе образования неуклонно росла. Прежде всего необходимо уяснить, какой должна быть личность учителя в формате нового времени, – обозначила главную задачу форума заместитель главы района Людмила Боровикова. На заседании было заслушано шесть докладов. Об использовании внутренних ресурсов образовательных учреждений как эффективном средстве повышения качества образования рассказала заведующая районным методкабинетом отдела образования Ольга Абрамова. В её выступлении речь зашла о сотрудничестве как ежедневной работе педагогов, когда уменьшается профессиональное одиночество, а появляется общий подход и интерес к делу. В качестве примера она привела запущенный два года назад проект "Педагогический консилиум", благодаря которому в школах удалось отрегулировать механизм по отслеживанию посещаемости уроков каждым ребёнком и уделить особое внимание детям группы риска. В конце дня педагоги обмениваются информацией и оперативно принимают решения по волнующим ситуациям. Такое взаимодействие признано успешным, данная работа будет продолжена. Отлично себя зарекомендовало и проведение единых методических дней. Они позволяют учителям проанализировать как освоение предметных знаний и умений учеников, так и собственную практику. Педагоги совместно обсуждают эффективные методы обучения, делятся опытом и ищут новые формы взаимодействия. "Уровень социального капитала школы и ориентиры на профессиональное сотрудничество" – анализ на эту тему на конференции представила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Прокуткинской школы Светлана Штефан. Об опыте работы Стрехнинского детсада в управлении педколлективом рассказала директор дошкольного заведения Лариса Соловьёва. Об инновационно-творческом развитии коллектива Карасульской школы и профессионально-педагогическом взаимодействии сообщила заместитель директора Зоя Изулина. Теме наставничества посвятил доклад директор Стрехнинской школы Анатолий Гуркин. В том, что сама школьная среда – это замечательный ресурс профессионального развития педагогов и их мастерства, всех наглядно убедила директор Гагаринской школы Светлана Астанина. По традиции на августовской конференции наградили лучших. Звание "Почётный работник общего образования РФ" присуждено В.Б. Романовой – учителю физики Стрехнинской школы. Грамоты Министерства образования РФ вручены учителям химии, биологии Гагаринской и Черемшанской школ Л.М. Белешевой, Л.В. Ивановой, а также воспитателю Стрехнинского детского сада Т.Р. Черновой. Грамотами главы Ишимского района награждены учитель начальных классов Новотравнинской школы Т.Ю. Васильева, учитель географии Стрехнинской школы Р.В. Лебедев, зам. директора Стрехнинского детсада М.И. Степанова и воспитатель Карасульской начальной школы-детского сада Л.Н. Писклова. Благодарственными письмами администрации района отмечены директор Плешковской школы Н.С. Шиленко, заведующая Мизоновской школой В.А. Шалыгина и заведующая Неволинской школой Л.А. Белименко. Десять педагогов удостоены грамот отдела образования. Приятно, что ряды учительства Ишимского района в этом учебном году пополнили одиннадцать молодых специалистов: по три новых педагога приступили к работе в Мизоновской и Стрехнинской школах.
Юлия КРОО. Елена Тюменцева. Фото Василия Баранова.

Юлия КРОО. Елена Тюменцева.