Малыш развивается, познавая окружающий мир. Родителям вполне по силам сделать данный процесс не только полезным,
но и увлекательным. Об этом говорили участники конференции дошкольного образования
"Развивающая образовательная среда", которая состоялась на прошлой неделе в детском саду № 19.
Педагогика сотрудничества
Гостей конференции приветствовала директор департамента по социальным вопросам Татьяна Миронова.
– Мероприятия на тему "Развивающая образовательная среда" в настоящее время проводятся во всех муниципальных образованиях юга Тюменской области, – сообщила Татьяна Матвеевна. – Тема была выбрана не случайно: уже не первый год в наших дошкольных образовательных учреждениях идёт внедрение стандартов второго поколения, в основе которых заложено развивающее обучение. Стандарты призваны наладить и укрепить преемственность детского сада и школы: дошкольники должны быть морально и психологически готовыми к тем требованиям, которые предъявляются в школе. При проведении конференции мы в первую очередь ориентируемся на родителей, в которых видим своих партнёров. Хотелось бы, чтобы и родители видели в дошкольных учреждениях, воспитателях и педагогах своих соратников, заинтересованных в развитии каждого ребёнка.
По словам Татьяны Мироновой, в городской системе образования сложились успешные формы и методы взаимодействия семьи и школы. Помимо традиционных родительских собраний в образовательных учреждениях набирают популярность дни отрытых дверей. Некоторые дошкольные учреждения проводят их не по разу в год, выбирая разнообразные актуальные темы. Развиваются и дистанционные формы взаимодействия с родителями: общение по электронной почте, в социальных сетях, СМС-сообщения. Информацию о деятельности образовательных учреждений можно почерпнуть на сайтах школ и детских садов. Но если мамы и папы дошкольников и младших школьников активно пользуются всеми возможностями для поддержания обратной связи с образовательными учреждениями, то с взрослением ребёнка родительская активность снижается, отметила Татьяна Матвеевна. Поддерживать контакт помогает городской совет родительской общественности, благодаря которому связь между семьёй и школой не ослабевает.
Развиваемся с пелёнок: советы экспертов
В ходе конференции педагоги и родители провели презентации, мастер-классы и практикумы по организации развивающей среды.
Евгений Фомин поделился опытом семейного воспитания по вопросам организации детского досуга. Всей семьёй они постоянно участвуют в спортивных мероприятиях "Весёлые старты", в том числе и областного уровня.
– Организовать досуг несложно, главное – выбрать время для совместных спортивных занятий с детьми, хотя бы пару часов в неделю, – уверен Евгений Фомин. – В городе для этого есть множество возможностей: например, в ТОСах бесплатно предоставляют спортинвентарь. К занятиям обязательно привлекаем наших друзей, зимой вместе выезжаем в бор покататься на лыжах, тюбингах. Массу позитивных эмоций приносит участие в общегородских спортивных мероприятиях, таких как "Кросс наций", "Лыжня России".
О том, как полезно закладывать семейные традиции, рассказала Ольга Кошина: "Именно традиции делают любую семью крепкой, дружной и сплочённой. Таких объединяющих моментов может быть много. Так, по воскресеньям мы всей семьёй отправляемся в спортзал или на велопрогулку, зимой – на горку, на каток или в бассейн. Доброй традицией у нас стало печь пироги на выходные и устраивать чаепития. Все вместе занимаемся подготовкой к праздникам: украшаем ёлку к Новому году, печём блины на Масленицу, красим яйца в Пасху и обязательно рассказываем детям об истории возникновения праздников. Благодаря совместным семейным мероприятиям у детей формируется модель поведения на всю жизнь".
Одной из таких полезных традиций может стать семейное чтение, которое не только объединит детей и взрослых общим делом, но и привьёт ребёнку любовь и уважительное отношение к книге. Мастер-класс на тему "Семейное чтение – лучшее учение" провела воспитатель детского сада № 19 Татьяна Кузнецова.
Особое внимание педагоги рекомендуют уделять организации активной двигательной деятельности ребёнка в семье. К сожалению, и статистика это подтверждает, около 80 % детей имеют функциональные отклонения здоровья именно по причине гиподинамии. И корни этого явления, увы, идут из семьи, многие родители недооценивают роль физической культуры в воспитании ребёнка. Чтобы восполнить этот пробел, следует покупать не только игрушки, но и спортинвентарь, можно соорудить дома шведскую стенку или устраивать полосу препятствий из подручных материалов, малышам помогут развить мелкую моторику пальчиковые упражнения, особую пользу приносят прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Активное детство позволит избежать многих проблем со здоровьем, убеждены педагоги. Главное – родителям следует прививать детям любовь к подвижному образу жизни личным примером.
Как с ранних лет воспитать у ребёнка привычку к труду? Полезные советы родителям дала Елена Башинская. В первую очередь нужна мотивация и создание эмоционально-положительного фона, тогда процесс выполнения повседневных обязанностей превратится в увлекательную игру. Например, помощь папе в гараже превращается в "Автомастерскую", а хлопоты с мамой на кухне – в "Ресторан". Чтобы заинтересовать юного дачника в хорошем урожае, подберите ему собственный садовый инвентарь – грабельки, лопатку, ведёрки и лейку, выделите собственную мини-грядку. Ухаживая за комнатными растениями и домашними животными, рассказывайте об особенностях цветов и привычках питомцев. И обязательно не забывайте похвалить ребёнка в процессе труда, а не только за полученный результат.
Дети учатся всему, играя. Игра – основной вид деятельности дошкольников, и грамотная организация этого процесса позволит не только весело провести время, но и развить творческие, спортивные, интеллектуальные навыки и сплотить семью. Олеся Прохорова провела для присутствующих мастер-класс "Как развлечь ребёнка в дороге?" – весьма актуальный в связи с начавшимся сезоном отпусков.
– Когда мы едем семьёй отдыхать, обязательно берём с собой "дорожный мешочек", – поделилась мама двоих детей. – Он не занимает много места, зато содержит массу занимательных предметов. Например, рулончик пищевой фольги, который заменит обычный пластилин: из фольги получаются забавные фигурки и всевозможные украшения (бусы, браслеты, колечки). Положите в мешочек разные шнурки, верёвочки – из них можно плести косички, вязать различные узлы. С помощью нескольких фломастеров можно устроить пальчиковый театр, нарисовав на пальцах мордочки зверей или лица людей, и разыграть целое представление. Много весёлых и интересных игр можно "спрятать" в один маленький мешочек – достаточно включить фантазию.
Программу семинара завершил мастер-класс "Работа с родителями через социальные сети". Воспитатель детского сада № 19 Александра Малышкина рассказала о группе "Дружная семейка", которую она создала в социальной сети "Одноклассники", чтобы родители воспитанников в любое время могли увидеть, как их дети проводят время в детском саду. В группе ежедневно размещаются фотоотчёты с мероприятий, выкладываются стихотворения и песни, которые учат ребятишки, проводятся конкурсы. Группа "Дружная семейка" существует полтора года, у неё закрытый профиль и уже 36 участников. Причём не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки и другие родственники с удовольствием пользуются уникальной возможностью – почти каждый день проживать вместе с детьми. Здесь можно задать вопрос педагогу, разместить объявление или самому создать тему для обсуждения. В будущем Александра Малышкина планирует открыть подобную страницу в соцсети "ВКонтакте" или создать личный блог группы. Опыт педагога с успехом перенимают и другие воспитатели.
Подводя итоги встречи, педагоги и родители согласились, что образовательная среда предоставляет разнообразные материалы для развития ребёнка, обеспечивает все виды детской активности. И в силах взрослых сделать развивающую среду доступной, безопасной и содержательно-насыщенной.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.
Марина СЕРГЕЕВА