Всё начинается с местного самоуправления

Поделиться:

История местного самоуправления в России ведёт своё начало со второй половины XIX века. А вот в современном значении эта система относительно молода, зато за короткий период успела пройти серьёзный путь становления. Одним из последних шагов в реформировании данной системы стало принятие Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с положениями которого сегодня живут и работают муниципалитеты. Сейчас наступает новый период, когда местному самоуправлению необходимо доказать свою дееспособность, добиться оптимального экономического эффекта на территории. О том, что для этого необходимо, наш разговор с председателем Ишимской городской Думы Алексеем Ипатенко.
– Алексей Владимирович, у местного представительного органа широкие полномочия –нет вопросов, которыми бы не занималась Дума. На ваш взгляд, какие из них являются основными для решения на уровне местного самоуправления?
– В целом Ишимская городская Дума участвует в решении большинства вопросов местного значения: принимает Устав города и изменения в него, утверждает структуру администрации города, бюджет, осуществляет контроль за исполнением своих решений. Сложно выделить в повседневной жизни города какую-то одну сторону, многие направления пересекаются, поэтому стараемся подходить к решению вопросов местного значения комплексно. Сегодня на первый план выходят задачи по развитию инвестиционного потенциала Ишима, созданию новых рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы. Органы местного самоуправления активно занимаются разработкой стратегии и тактики дальнейшего развития муниципального образования.
– Местная власть в своей деятельности опирается на интересы населения. Что волнует ишимцев, чего ждут граждане от местного самоуправления?
– В первую очередь человеку свойственно заботиться о собственном благополучии: работа, зарплата, крыша над головой, коммунальные платежи, налоги. Когда эти вопросы решены, люди начинают обращать внимание на окружающий мир, хотят видеть свой город чистым, благоустроенным. Будучи провинциальным городом, Ишим не сталкивается с характерными для больших городов проблемами, но у нас есть свои, специфические. Так, горожан заботит качество питьевой воды. Ранее "Водоканал" решил полностью отказаться от её хлорирования, перейдя на более современную систему очистки. И это позволило решить ряд задач: не только улучшить качество воды, но и убрать с территории города потенциально опасное производство. – Как на территории реализуются принципы народовластия, как осуществляется обратная связь между органами местного самоуправления и населением?
– Важным направлением в работе городской Думы является взаимодействие с общественными организациями города: советом ветеранов, органами территориального общественного самоуправлениями (ТОС). Это активисты, которым небезразлично, какие изменения происходят в городе, и своё мнение, а также мнение жителей Ишима они доносят до власти. Среди членов общественных организаций масса профессионалов, которые не только могут высказать замечание, но и сформировать конкретные предложения по их устранению. Более того, это, как правило, авторитетные, уважаемые в городе люди, к чьему мнению прислушиваются и власти, и народ. У нас сложилась практика обсуждения с общественностью вопросов жизнедеятельности города, свою точку зрения все желающие могут высказать на публичных слушаниях, через СМИ. И мы стремимся расширять формы взаимодействия с избирателями. Дума открыта для диалога. Мы заинтересованы в активности жителей, всегда готовы реагировать на критику, главное – чтобы она была конструктивной, чтобы звучали предложения, как нам всем вместе сделать жизнь в Ишиме лучше.
– На ваш взгляд, какие сдвиги произошли в системе местного самоуправления за 20 лет, как это повлияло на жизнь города?
– В 90-е годы было важно сохранить позиции, не допустить распада экономики, обрести стабильность и уверенность, чтобы двигаться дальше. В 2005 году у Ишимской городской Думы появилась возможность расширить представительство: в IV созыве вместо 8 депутатов избрано 20, разделены полномочия главы города и председателя Думы. Это позволило полнее учитывать интересы населения. Процесс совершенствования представительных органов не завершён, и вполне вероятны новые изменения, направленные на более эффективное функционирование местного самоуправления.
Многое в Ишиме изменилось, считаю, что в лучшую сторону. Город похорошел, стал уютнее, благоустроеннее. Сейчас Ишим стремится вернуться к своим истокам, стать, как и прежде, центром притяжения для окружающих территорий: торговым, культурным, производственным. Это город со своей историей, с традициями и с перспективами для будущего.
– Каким вы видите дальнейшее развитие местного самоуправления?
– Сейчас подготовлена почва для реформирования системы местного самоуправления, эту необходимость подчеркивает и президент России В.В. Путин. Для того чтобы эффективно решать вопросы местного значения, необходимо наполнить местное самоуправление финансовым содержанием. На территориях должно оставаться больше налогов. Только когда будут укреплены экономические основы развития местного самоуправления, власть, население и предприятия еще в большей степени будут заинтересованы в процветании территории. Считаю, что расширение полномочий органов местного самоуправления повысит и активность участия граждан в управлении родным городом, люди укрепятся в желании жить и работать в Ишиме, строить здесь свою судьбу, закладывать фундамент для будущих поколений.

Марина Сергеева