Лучшие учителя и воспитатели города обсудили достоинства и недостатки
современной системы образования.
На прошлой неделе в Ишиме прошёл конкурс "Педагог года – 2014". В предпоследний конкурсный день финалисты приняли участие в открытой дискуссии. Педагоги активно включились в обсуждение "горячих тем", предложенных журналистами. Одной из таких стал недавний трагический случай в московской школе. Почему это произошло? Кто они – современные дети? И чему нужно учить в первую очередь?
Наталья Оборнева, воспитатель детского сада № 5:
– Мало кто из детей задумывается о том, что такое родина, семья, дружба. Прививать детям нравственные понятия, поднимать вопросы патриотического воспитания нужно с дошкольного возраста.
Татьяна Морозова, воспитатель детского сада № 8:
– Необходимо учить правильно общаться. К сожалению, дети зачастую не умеют выстраивать диалог ни со сверстниками, ни со взрослыми. И, конечно, важно повышать педагогическую компетенцию родителей.
Елена Рякина, учитель русского языка и литературы СОШ № 12:
– Основная проблема современных подростков – они потеряны в этом мире. Когда читаешь комментарии психологов о событиях в московской школе, почти все они говорят о том, что детей никто не понимает, не видит, не любит. Наша главная задача – психологически помочь нашим детям определиться в жизни, найти своё место в обществе.
Татьяна Пачганова, учитель физики СОШ № 8:
– Начинать нужно с семьи, а семья – это наши дети, которые вырастут и сами станут мамами и папами. Чем увлечены современные дети? Интернетом, социальными сетями, виртуальными играми в гонки и войну. И этот мальчик повёл себя, как робот в игре: его обидели, и он поставил перед собой цель отомстить, совершенно не осознавая, что делает, будто находился в игре. Поэтому начинать надо с воспитания будущих родителей. И это не частная проблема учителей, воспитателей, психологов, это проблема всего государства.
Наталья Дегтярёва, учитель географии СОШ № 31:
– Проблема ещё и в том, что нам активно прививают другую культуру, ведь случаи стрельбы в школах начались в США, причём там они происходили неоднократно. Нужно вспомнить, что у нас есть свои ценности и традиции, и возвращать их, в том числе в образовательные программы.
Все педагоги сошлись в едином мнении: необходимо налаживать, развивать и постоянно поддерживать взаимодействие семьи и школы, это краеугольный камень в процессе воспитания ребенка. А для укрепления этого союза существует множество эффективных методов: информационная работа с родителями, поручения и просьбы, на которые родители всегда откликаются с удовольствием, выполнение совместных домашних заданий и проектов, мастер-классы, семейные клубы, лектории, привлечение родительской общественности к внеклассным занятиям. И, конечно, старый добрый способ, который педагоги называют "в гости на чай", ведь в домашней обстановке дети раскрываются лучше всего.
В ходе дискуссии обсудили тему внедрения новых образовательных стандартов, главным плюсом которых, как отметили представители педагогического сообщества, является развитие у детей самостоятельности и инициативности. Не просто получать знания, а научиться добывать их – вот что важно в современном, стремительно меняющемся мире. Помечтали, отвечая на вопрос: "Что бы я сделал, если бы был министром образования?". В частности, учителя предложили снизить внеурочную нагрузку на детей, а воспитатели – усилить взаимодействие между школой и детским садом. Горячие дебаты разгорелись вокруг ЕГЭ, главным минусом которого педагоги считают огромную психологическую нагрузку, которая ложится не только на детей, но и на учителей, и на родителей. Разумным решением связанных с ним проблем, по мнению участников дискуссии, стала бы свобода выбора: сдавать ЕГЭ или традиционный экзамен. Педагоги признали необходимость восстановления системы среднего специального и профессионального образования в нашей стране, поскольку квалифицированные рабочие нужны практически в каждой отрасли. Бурное одобрение зала вызвало предложение сократить количество отчётов в педагогической деятельности.
А напоследок участники конкурса ещё раз признались в любви к выбранной профессии, ведь работа педагога, служение детям – это открытия каждый день, неиссякаемый источник творчества, бодрости и оптимизма. Поэтому наши учителя никогда не стареют душой.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия Баранова.
Марина СЕРГЕЕВА