17 декабря 2013, 08:13 праздники

Музыка нас связала

Поделиться:

В 2013 году детской музыкальной школе № 1 г. Ишима исполняется 60 лет. За это время более 1 300 ишимцев, как школьников, так и взрослых, прошли здесь обучение, свыше 250 из них избрали музыку своей профессией. Но даже те, кто не стал музыкантом-профессионалом, всё равно получили здесь самое главное – они научились любить искусство и чувствовать его. Гордость школы – выпускники Директор ишимской музыкальной школы № 1 Наталья Зарубина и сама когда-то была её ученицей. Потом окончила Тюменское училище искусств, затем Уральскую консерваторию им. М.П. Мусоргского, работала в Тюменском колледже искусств, но позже всё-таки вернулась в свою alma mater. Здесь она преподаёт уже 16 лет, а в последние два года является и руководителем этого учреждения. – Сегодня в школе свыше 200 учащихся, причём у этих детей есть большой выбор музыкальной специализации, – говорит Наталья Юрьевна. – Наши ученики обучаются игре на фортепьяно, баяне, аккордеоне, балалайке, домбре, гитаре, в этом учебном году появилась скрипка; кроме того, они посещают класс хорового и сольного пения. По словам Натальи Зарубиной, современные дети больше увлечены компьютерами, чем книгами и классической музыкой, но и среди них находятся те, кто мечтает научиться игре на том или ином инструменте. Одних в школу приводят мамы или бабушки, другие приходят сами. Правда, без финансовой поддержки родителей юным ученикам не обойтись: занятия в "музыкалке" платные. Но одарённым детям, занимающимся отлично и побеждающим в конкурсах, предоставляется льгота по оплате до 100 %. В 2014 году школа расширяет круг дополнительных платных услуг. Для детей и взрослых будут проводить занятия в "Школе бардовской гитары", в музыкально-театральной студии, начнётся экспериментальное обучение нотной компьютерной графике, заработает видеосалон "Любимая классика". – Школа гордится своими выпускниками, имена многих из них на слуху не только у горожан, – продолжает Наталья Юрьевна. – Это и руководитель популярной в нашей стране и за рубежом группы "Робинзон" С. Глухих, руководитель ансамбля бального танца "Подснежник" Р. Манник, концертмейстер М. Смыслова, сейчас в школе работает её дочь – Н.А. Болдырева. Когда-то учились в нашей школе Е. Знобишин, А. Шишкин, Е. Сазонова, В. Сидорков, Л. Яричина, Т. Блесткина. Преподаватели нашей школы также явились её выпускниками: А.А. Каплунова, Э. А. Кирюхина, В.В. Шалыгина, Л.В. Шорохова, Т.В. Бетехтина, Т.Г. Кушникова, М.А. Соломенцев. Навсегда вошли в историю школы и города имена преподавателей, которых уже нет среди нас: А.А. Осетрова, Т.А. Коновченко, Г.Ю. Андреева, М.С. Зуев. В школе работал преподавателем и концертмейстером, руководителем хора, оркестра и отец Натальи Юрьевны – Ю.А. Зарубин. Школа имеет славное прошлое. Учащиеся школы всегда активно участвовали в различных конкурсах и фестивалях – городских, областных, региональных и международных. И очень часто становились победителями, лауреатами или дипломантами. Преподаватели и учащиеся школы ведут и обширную концертную деятельность. Только за последние двенадцать лет они подготовили и провели более 80 концертных программ в Ишиме и за его пределами: к Дню пожилых людей, 9 Мая, Международному дню музыки и так далее. Да и в стенах самой школы кипит жизнь: здесь проходят музыкально-литературные вечера, интересные как детям, так и взрослым, Дни музыки, желанным для обучающихся стал День дублёра. Школа с 1957 года располагается в историческом здании – это бывший дом купца И.Ф. Тюхова. Конечно, имеющейся площади для реализации всех творческих планов не хватает, но педагоги надеются, что в перспективе этот вопрос всё же решится. Мечта о фортепьяно Преподаватели первой городской музыкальной школы – удивительные люди, судьба многих из них также была непростой. Галина Ивановна Раева уже давно на заслуженном отдыхе, но по-прежнему поддерживает связи со школой, где проработала много лет. А началось всё с недостижимой, казалось бы, мечты о фортепьяно. Мама Галины Ивановны воспитывала её и двух племянников (их родителей забрала война) одна. Отец благополучно вернулся с финской войны, но погиб в 1942-м на фронтах Великой Отечественной. Жили они тогда в небольшом доме на ул. Максима Горького, сажали в огороде у дома картошку, держали корову. В доме напротив поселилась семья учителей, эвакуированных из Ленинграда. У них вместо грядок был разбит сад с беседкой, а по вечерам в свете горящего окна было видно, как изящная женщина играет на неведомом прежде инструменте. Маленькая Галя часто замирала у этого окошка – не в силах шелохнуться, она смотрела на игру соседки и внимала волшебным звукам музыки. Тётя девочки, узнав о её мечтах, рассказала о том, что инструмент называется фортепьяно, и отвела её в Дом пионеров, но учиться девочка не смогла – купить инструмент для домашних занятий и оплачивать педагога семья была не в состоянии. – Моя мечта сбылась позднее, – вспоминает Галина Ивановна. – В 1954 году конкурс во все вузы был очень высоким – поступить в институт на физико-математический факультет у меня не получилось. Поэтому поступать решила в Тобольское педагогическое училище на дошкольное отделение. Именно там я впервые села за пианино. После училища Галина Раева могла поступить в институт без экзаменов, но представила, что ещё несколько лет придётся жить на крошечную стипендию, большая часть которой уходит на оплату общежития, кисти и краски, а на остатки можно купить лишь самую дешёвую вермишель с маргарином, и… в вуз не пошла. Вернулась в Ишим, устроилась на работу в детский сад и поступила на вечернее отделение в музыкальную школу № 1. А окончив её – заочно в тюменское музыкальное училище. В то время у Галины Ивановны уже была семья, муж и маленькая дочка. Супруг после новосибирского техникума решил продолжить учёбу в Омском институте физкультуры. Так и жили от сессии до сессии. – Помню, как, чтобы не разбудить домашних, рано утром или почти ночью закрывалась в ванной и слушала обязательную по программе классическую музыку – днём было некогда, – рассказывает Галина Раева. – Самым большим праздником для меня стал день, когда в нашем доме появилось моё собственное пианино "Красный октябрь", выписанное аж из Ленинграда. Галина Раева ещё только училась, а директор музыкальной школы уже пригласил её на работу – вести сольфеджио и музыкальную литературу. Отказаться Галина Ивановна не смогла. Молодая и активная, она успевала везде, позже много лет работала одновременно и музыкальным руководителем в нескольких детских садах, и преподавателем (а затем и завучем) в музыкальной школе. – Ученики были разные, но мне больше нравилось заниматься с детьми, которые не показывали особых способностей к занятиям музыкой. Их было учить интересно, работа шла на результат, часто он был достаточно хорошим. Я старалась дать им основу, научить технике, поставить руки, – поверьте, это тоже очень важно, – говорит Галина Раева. Со многими учениками Галина Ивановна до сих пор поддерживает связь. Музыка, классическая и современная инструментальная, помогла ей справиться со многими трудностями. И неудивительно, что дети и внуки Галины Раевой также оказались связаны с музыкой. Почти все они учились в музыкальной школе (или ещё только будут учиться), а старшая внучка Милена заканчивает музыкальную академию в Москве и уже побывала с концертами во многих странах мира. – Я никогда не настаивала на том, чтобы кто-то из моих детей или внуков учился музыке, но все они прошли через это. И даже если не стали профессионалами, это не главное. Главное в семье – это любовь, она сама по себе музыка. А дети и внуки талантливы каждый по-своему. Дочь Ирина играла на скрипке и фортепьяно, но учиться пошла на иняз, теперь живёт в Югре, сын Игорь – работник МЧС, технарь, с закрытыми глазами может разобрать и собрать двигатель любого автомобиля. Внучка Милена – пианистка, победитель множества международных конкурсов, внук Данил – спортсмен, его страсть – пауэрлифтинг. Внучка Леночка из "музыкалки" и "художки" выбрала второе, да к тому же увлечена биологией, а маленький Саша – настоящий трудоголик, ему нравится моделирование. В музыкальной школе Галина Раева проработала 36 лет и до недавнего времени, уже будучи на пенсии, ещё вела занятия – как она сама говорит, для удовольствия и для души. Сейчас приходит в школу просто в гости. – Иногда мы собираемся с подругами, чтобы посмотреть выступления пианистов и скрипачей по каналу "Культура", очень люблю слушать Шопена, Чайковского, Свиридова, а после концерта Милены близким стал мне и Скрябин, – улыбается Галина Ивановна. – Жить без музыки я не умею. Учителя и ученики Нину Константиновну Метелёву многие знают как исследователя, преподавателя Ишимского педагогического института имени П.П. Ершова. Но она, как и многие ишимцы, ещё связана и с первой городской музыкальной школой – в 1953 году четвероклассница Нина пришла сюда учиться в первом потоке. – Поначалу школа располагалась на базе Дома пионеров, своё здание у "музыкалки" появилось только в 1957 году. Учеников было немного – 25-30, да и обучали тогда игре лишь на трёх инструментах: фортепьяно (преподаватель М. Васильев), скрипке (А. Марадулин) и баяне (В. Гомазков), вспоминает Нина Константиновна. – Первыми учениками были, в основном, дети учителей, врачей и госслужащих. Многие из них потом стали музыкантами, кто-то пошёл по стопам родителей. Я хорошо помню сейчас лишь человек двенадцать: Нину Скипину, Валерия Хлебалина, Владимира Батенко, Наталью Даниленко, Ирину Стешенко, Ларису Лукину, Маргариту Чеботарёву и других. Нина Метелёва помимо занятий в двух школах: обычной и музыкальной – была ещё и спорт-сменкой, активисткой, вожатой. А жила далеко от города – на станции, добираться нужно было долго. В конце концов нагрузка оказалась слишком большой, и девушка, проучившись уже три года, решила отказаться от музыкальной школы. Но прошёл месяц, Нина загрустила, а потому вновь записалась к пианисту Михаилу Георгиевичу Васильеву, правда, теперь занятия проходили в железнодорожном клубе. А когда поступила в институт, вновь пришла в музыкальную школу, на этот раз на вечернее отделение. – Я планировала связать свою жизнь с музыкой, но это получилось лишь отчасти, – рассказывает Нина Константиновна. – После педагогического института мне дали направление на Север, в посёлок Ларьяк Нижневартовского района, там я должна была работать учителем русского языка и литературы. Поначалу так и было, а потом я вела в той же школе пение, мы организовали хор и несколько вокальных групп, много занимались с солистами и выступали с концертами не только в своём посёлке, но и в Нижневартовске. Очень хотелось приобщить маленьких северян к классической музыке. Гайдн, Моцарт, Шопен, Бетховен, Чайковский – эти композиторы очень нравились детям. Некоторые ученики до сих пор находят меня, вспоминают уроки пения, наши выступления. Сохранились и грамоты того времени. После Севера Нина Константиновна вернулась в Ишим, потом училась в аспирантуре в Ленинграде, после аварии на Чернобыльской АЭС работала в Брянске. Вновь приехав в родной город и начав педагогическую деятельность уже в ИГПИ, Нина Метелёва участвовала и в оркестре, которым руководил директор музыкальной школы Борис Казанин. – Я и сейчас часто бываю в музыкальной школе, на юбилейных концертах, музыкальных вечерах или других мероприятиях. Не забываю и своих учителей: Юрия Шорохова, Ларису Доброву, Ларису Лукину. Они многое нам дали, – говорит Нина Константиновна. – А Михаил Васильев вообще был очень известным пианистом. Помню, как вместе с ним мы проводили в институте вечер выразительного чтения. Он играл на пианино Шопена, Бетховена, Рахманинова, вальсы, прелюдии… А я читала отрывок из "Овода". Вспоминая любимых преподавателей, Нина Метелёва показывает старинные фотографии: вот она, совсем маленькая девочка, за пианино, вот её учителя, вот одноклассники. – Это тот самый Михаил Васильев, – смотрит она на пожелтевший от времени снимок. – У него был очень богатый репертуар, и он умел просто заразить окружающих своей музыкой. Сам он, по рассказам, был из дворянской семьи: высокий, стройный, какой-то аристократичный, необыкновенный человек. Его брат тоже был пианистом. В начале 60-х Михаил Васильев уехал в Киев и след его потерялся, но, когда я училась в Питере, там давал концерты Валерий Васильев, возможно, тот самый брат нашего преподавателя. А вот другой учитель – Ян Кириллович Григорьев, он работал в институте, имел прекрасный бас, потом поступил в Гнесинку. А это баянист Юрий Байер и музыкант Валерий Востриков, впоследствии ставший госавтоинспектором. А здесь балагур, любитель народных песен, баянист и аккордеонист Виктор Романович Гомазков. Сын и дочь Нины Метелёвой также окончили музыкальную школу, но пошли в науку – оба защитили диссертации. Однако к классической музыке относятся так же трепетно, как и мама. А муж дочери, океанолог по профессии, играет в одном из оркестров Санкт-Петербурга. "В музыкальной школе всегда царила замечательная атмосфера добра и взаимопомощи, и это передавалось от старших младшим, нам, ученикам. Ведь среди музыкантов не может быть плохих людей", – уверена Нина Метелёва. Фа-диез и её хор Татьяна Михайловна Селицкая на заслуженный отдых ушла лишь несколько месяцев назад, но и сейчас её заботы – не только внуки. Да и в доме центральное место занимает именно пианино, инструмент, с которым у неё связано очень многое. Из 42 лет стажа 32 года эта удивительная женщина отдала музыкальной школе № 1. А начиналось всё ещё в детстве. Отец девочки был слесарем, но прекрасно пел и даже играл в местном театре, мама работала маляром в артели мебельной фабрики, но тоже была человеком творческим. Брат отца Иван Пеганов закончил режиссёрско-хоровое отделение в Харькове и пел в оперетте, а его сын Игорь был саксофонистом. И маленькая Таня ещё в детсадовском возрасте уже изображала из себя то Снегурочку, то знатную боярыню – с родителями шили костюмы, выступали на утренниках. А уже в первом классе Таня Пеганова (фамилия Селицкая у неё теперь по мужу) стала запевалой – её таланты в пении заметила первая учительница Елизавета Леонтьевна Киселёва. Именно она через несколько лет попросила Татьяну, уже пятиклассницу, провести и урок для первоклашек – для Тани это было грандиозным событием. – Мамы не стало, когда мне было 12 лет, рассказывает Татьяна Михайловна. – И в 1964 году папа вновь женился на женщине, дочка которой Людмила училась в музыкальной школе на пианино. В 7 классе отдали в "музыкалку" и меня, окончила я её быстро – за 4 года. Училась у замечательного педагога Любови Александровны Давыдовой, а директором тогда был Михаил Степанович Зуев. По воспоминаниям Татьяны Селицкой, тогда в их классе уже был хор, но быть хоровиком сама она никогда не планировала, хотя и знала – организаторские данные у неё есть. Причём в хоре тогда пели не только девушки, но и юноши. – Помню, был у нас такой парнишка Володя Иванов, он играл на баяне, а я пела. Нам даже в школе клички придумали, его звали Си-бемоль, а меня Фа-диез, – смеётся Татьяна Михайловна. – Но теперь-то он солидный мужчина, декан математического факультета новосибирского института. А я вот стала музыкантом, после окончания школы пришла сдавать ноты, а мой классный руководитель Варвара Павловна и говорит, что нужно учиться дальше. Я подумала и поехала в Тюмень, где поступила на дирижёрско-хоровое отделение в музыкальное училище. После его окончания меня рекомендовали в консерваторию, но я решила поработать во второй тюменской музыкальной школе, а потом перебралась обратно в Ишим. Да так тут и осталась. Вела сольфеджио, была хоровиком. Правда, кроме музыкальной школы вела уроки музыки и хор в общеобразовательной школе № 12. Листая фотоальбом и показывая многочисленные грамоты, дипломы и благодарственные письма, Татьяна Михайловна вспоминает своих учеников: – Это Ксюша Четыркина, у неё был прекрасный голос, жаль, что не пошла учиться дальше. А это Юлия Чекалина, сейчас студентка ИГПИ, а вот здесь Кристина Мироненко, представлявшая Ишим в 1999 году на Дельфийских играх в г. Саратове. Алексей Савельев сейчас поёт в церковном хоре, а Максим Цаплин в хоре тюменской филармонии. Светлана Черкасова (Зайцева) – теперь замечательный стоматолог, прекрасным врачом стала и Ирина Бурковская (Бойко). Думаю, занятия музыкой помогли и им, ведь не случайно многие ученики позже привели в музыкальную школу уже своих детей. – Мои дети и старший внук Максим также учились в музыкальной школе, а как подрастут, пойдут туда и младшие внучата. Музыка помогает воспитать человека, раскрыть его возможности и таланты. А станет он впоследствии профессиональным музыкантом или нет – это уже не главное, куда важнее, чтобы человеком был хорошим, – улыбается на прощание Татьяна Селицкая.
Юлия КРОО.
Фото Александра ЗВЕРЕВА и из личных архивов.

Юлия КРОО