"Под небом Ишима"

Поделиться:

Фотовыставка с таким названием открылась в Ишимском историко-художественном музее. Её автор – Сергей Анатольевич Глухих – известен в нашем городе и далеко за его пределами, в первую очередь, как талантливый музыкант и педагог, художественный руководитель группы "Робинзон". Фотография – ещё одна яркая грань таланта этого замечательного человека, в чём ишимцы убеждаются не впервые.
Пять лет назад в ишимском музее состоялась первая персональная выставка художника под названием "Пейзаж. 21 век". Яркая, сочная, смелая, она привлекла внимание зрителей своими новизной и необычностью, многообразием красок и образов. Пейзажи преобладают и в новой выставке фотографа, который не устаёт признаваться в любви к родной природе. "Окружающие нас пейзажи не делятся на красивые и некрасивые, все они уникальны. Даже в обыкновенных мелочах можно найти красоту и величие", – убеждён мастер.
В ряду новых работ встречаются и старые – те, что пять лет назад вызвали сильный резонанс. Фотографа тогда даже упрекали в излишнем увлечении фотошопом. "Я ничего не дорисовываю, не убираю и не ретуширую в своих снимках, – говорит Сергей Глухих. – Пользуюсь фотошопом только для усиления каких-либо деталей, цветов. Чтобы зрители увидели, что можно немного иначе смотреть на мир, иначе пользоваться фотографией. Сейчас у каждого есть фотоаппарат, каждый сам себе фотограф. Как сделать, чтобы людям было интересно прийти на выставку? Нужны необычные фотографии. И в то же время – настоящие, узнаваемые". Сегодня эти снимки уже не кажутся вызывающими, они легко и естественно вплетены в канву всей выставки, главным лейтмотивом которой стало небо. Оно есть практически во всех фотографиях, и не всегда голубое или синее, бывает и красным, зелёным, жёлтым, даже чёрным или вообще радужным – бесконечное множество оттенков.
Представлены на выставке и серии фотоснимков. Один из центральных и любимых автором – "Карла Маркса. Ностальжи". Тихой грустью веет от работ. "Здесь представлены воспоминания о старой улице. Это не значит, что она была лучше или хуже, просто память для тех, кто любил эти старые клёны", – отмечает Сергей Анатольевич.
"Времена года". Пронзительно синие морозные нюансы зимы, ярко-рыжие всполохи осени, сочные знойные краски лета. Каждая фотография из этой серии пропитана глубокой философией и смыслом, в каждой застыл маленький неповторимый момент жизни. И конечно, они – его любимые дети, "Робинзоны". Есть постановочные концертные кадры. Но больше внимания привлекают портреты – чистые детские лица, широко распахнутые миру сияющие глаза. Как точно схвачены объективом моменты беззаботного детства, простые повседневные радости мальчишек – игры под дождём, купание в море. И в этом тоже виден талант педагога.
"Как мало портретов!" – сетовали первые посетители выставки, друзья, коллеги, знакомые фотографа. "Большинство моих портретов – это "Робинзоны", которые мне как родные дети, – отвечал Сергей Глухих. – А выставлять портреты родных – это очень личное, будто выложить семейный альбом на всеобщее обозрение. И я как-то постеснялся. Решил, что пейзажи – вещь более нейтральная, и в то же время философская… Хотя после услышанных сегодня мнений думаю, что стоит сделать отдельную выставку о "Робинзонах".
Сегодня в копилке фотографа 150 тысяч снимков, потому-то так сложно было объять необъятное – выбрать фотографии для выставки. – Вообще наше время – это время серий, – считает Сергей Анатольевич. – Воспринимать фотографии в комплексе намного интереснее. И в будущем хотелось бы выставлять именно серии, у меня их множество: улицы Ишима, Франция (кстати, была мысль сделать темой этой выставки "Ишим – Франция", но не хватило бы места для остального), социальные фотографии. Выбор помогли сделать читатели моего блога и пользователи соцсетей – на выставке представлены многие фотографии, которые набрали большое количество "лайков" в интернете. Хотя не все из одобренных фотографий нравятся мне самому. И ещё, по мнению автора выставки, упущением стало отсутствие подписей под снимками, ведь название сразу останавливает зрителя, "цепляет" его, заставляет задуматься. Например, "Предчувствие гражданской войны" – алое зарево над мирным деревенским пейзажем. Или "Ишимский акрополь" – развалины животноводческого комплекса в одной из деревень Ишимского района. А сколько таких "акрополей" по всей стране… И не говорить об этом, не показывать этого нельзя, убеждён мастер.
Каждая работа пропущена через сердце художника, наполнена смыслом, несёт положительный нравственный заряд и призвана сделать нас лучше. Главный герой практически каждого кадра – небо, всеобъемлющее и разное, не отпускает, заставляя снова и снова всматриваться в пейзажи Сергея Глухих. Можно долго описывать лиричные, наполненные светлой грустью картины родного края или экспрессивные цвета, до неузнаваемости меняющие знакомые пейзажи. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Каждый найдёт в них что-то для себя, увидит то, что близко и понятно душе. Увидит собственное небо.
Марина СЕРГЕЕВА. Фото Юлии Кроо.

Марина СЕРГЕЕВА