27 сентября 2013, 15:36 пдд

Андрей Карюгин: "Выросшие штрафы – не стоп-линия"

Поделиться:

В последнее время в редакцию нашей газеты поступило немало звонков и писем с вопросами от граждан. Почти все они были посвящены дорожным проблемам в городе и путям их решения, повышению штрафов и тому, как это повлияло на местных водителей, культуре ишимских автомобилистов. Автомобильная тема оказалась настолько актуальной, что мы решили провести пресс-конференцию и пригласить к себе начальника ишимского ОГИБДД подполковника полиции Андрея Карюгина. На протяжении почти двух часов он отвечал на вопросы читателей и журналистов.
Пьяных водителей меньше не стало…
– Как повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения отразилось на обстановке в городе? – Мы проводили мониторинг в августе, в преддверии повышения штрафов, следим за ситуацией и сейчас: к сожалению, правонарушений меньше не становится. Даже наоборот – намечается тенденция к увеличению их числа, в том числе и по перевозке детей. Искренне не понимаю родителей, которые готовы платить штраф в 3 000 рублей за отсутствие удерживающего устройства, вместо того чтобы приобрести для ребёнка автокресло или хотя бы адаптер для ремня.
– А что касается пьяных водителей?
– С начала года на территории города и района мы задержали более 1 100 водителей, находившихся за рулём в нетрезвом состоянии. Ужесточение штрафов пока не повлияло на них, по-прежнему таких граждан останавливаем ежедневно. 14 сентября, в субботу, даже был поставлен своеобразный "рекорд" – 14 пьяных автолюбителей за сутки! И был не праздник – обычный выходной. К сожалению, для русского человека 0,16 промилле – не стоп-линия, многие считают, что могут себе позволить выпить перед дорогой, ссылаясь на допустимую норму и не задумываясь о том, что это очень маленькая доза. Причём выпивают перед поездкой люди различного возраста и социального положения, мужчины и женщины, работающие и студенты.
– Получается, повышение штрафов не имеет должного эффекта?
– Думаю, так говорить неправильно. Думаю, многие пока не осознали, сколько теперь придётся платить за нарушения и что эти деньги тоже надо как-то заработать. Надеюсь, ситуация вскоре изменится. Кроме того, мы ждём введения подкатегории "М" на мопеды и скутеры (к сожалению, ещё есть родители, которые покупают своим 11-12-летним детям такой транспорт и последние потом надолго оказываются в больнице).
Осторожно, дети!
– Какова ситуация с детским травматизмом?
– В текущем году мы имеем стопроцентный рост дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних – 19 случаев (против 9 за тот же период 2012-го), 10 из них произошли по вине самих детей: одни пострадали как пешеходы, другие – как скутеристы.
– А если ребёнок нарушает правила дорожного движения?
– В данном случае по факту нарушения правил дорожного движения несовершеннолетним сотрудник ГИБДД должен провести разъяснительную работу и составить рапорт. Информация о случившемся сразу поступает в школу, в комитет по образованию и комиссию по делам несовершеннолетних. Если он нарушает повторно, ставится вопрос о привлечении законных представителей (родителей, опекунов) по статье 5.35 КоАП РФ ("Неисполнение обязанностей по воспитанию"). Тем не менее ежедневно более двадцати юных ишимцев переходят дорогу не по правилам.
– Но ведь в школах проводятся различные профилактические мероприятия…
– Да, и их становится больше с каждым годом. Обратите внимание, сколько наглядной агитации на улицах и в общеобразовательных учреждениях, сколько проводится различных тематических занятий, встреч, бесед, конкурсов, эта тема регулярно освещается в СМИ. Совместно с органами системы профилактики, представителями образования, здравоохранения мы проводим огромную работу среди подрастающего поколения. К примеру, сейчас в школах Ишима проходит "Декада безопасности": инспекторы ДПС, которые повседневно несут службу на дорогах, рассказывают о своей профессии, об опасностях, которые грозят на улице. Мы надеемся, что пусть не через пять, но через пятнадцать-двадцать лет вырастет поколение воспитанных водителей и пешеходов, соблюдающих правила.
О культуре и бесправии
– Как в целом вы оцениваете культуру вождения ишимских автомобилистов?
– Я нередко бываю в крупных городах, таких как Омск, Екатеринбург, Тюмень, и могу сказать, что пока культура вождения там на планку выше, чем у нас. Но отрадно наблюдать, что и в Ишиме она растёт. Тем более что за рулём становится больше женщин, а, как показывает практика, они редко что-либо нарушают, всегда готовы пропустить, уступить дорогу и так далее.
– Вы сказали, дорожно-транспортных происшествий стало больше. Связано ли это с увеличением количества транспорта в городе?
– Количество транспорта в городе действительно продолжает расти. За восемь месяцев мы зарегистрировали почти 4 500 новых единиц. И тенденции к уменьшению не будет, поскольку благосостояние граждан растёт, появляется возможность брать кредиты и прочие займы. Больше становится и молодых водителей со стажем до двух лет, не имеющих серьёзного опыта.
– Качество обучения в местных автошколах улучшается?
– В городе функционирует девять автошкол и лишь один автодром, который более-менее отвечает существующим требованиям. Каждая школа попросту не может себе позволить построить автодром со светофорным объектом и всем необходимым. Тем не менее в интересах автошколы хорошо обучать своих курсантов – существуют коэффициенты, определяющие качество обучения: чем больше ДТП совершают выпускники, тем ближе учебное заведение к лишению лицензии. Если в прошлом году с первого раза сдавали 35 % обучившихся, то в году – 30 %. Но не потому, что их стали хуже готовить, а потому что ужесточились требования к водителям с нашей стороны. Добавлю, что сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому обучение в автошколах будет разделено на три этапа. Сначала теоретический курс, после которого учащихся ждёт экзамен в ГИБДД. И лишь сдавшие этот экзамен получат допуск к вождению на автодроме, а после сдачи очередного экзамена и к вождению в городе. Возможно, обучение станет более продолжительным, а повлияет ли это на качество подготовки – время покажет.
– Есть ли горожане, которые ездят без прав?
– Есть. Некоторые граждане вообще считают, что проще отсидеть 15 суток, чем сдать на права. Но иногда бывает, что человек оступился, попал в изолятор для административно задержанных, а его за это время уволили с хорошей работы. Наказание получилось куда жёстче предусмотренного законом. Так же и с оплатой штрафов: 75 % ишимцев "тянут" до последнего дня (на оплату даётся 60 суток) или вообще забывают о выписанном взыскании, а потом возникают проблемы. Ежедневно сотрудники ГИБДД останавливают двух-трёх водителей, имеющих просроченную задолженность.
Портрет нарушителя
– Как часто водители оказывают сопротивление сотрудникам ГИБДД?
– За восемь месяцев текущего года мы совместно с прокуратурой и следственным комитетом провели 33 служебные проверки по данным фактам. Во всех случаях сотрудники ДПС были вынуждены применить спецсредства или физическую силу, их действия по результатам проверок признаны обоснованными. А буйные граждане вдобавок ко всему привлечены по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ – "Неповиновение законным требованиям сотрудника полиции". Кроме того, уже дважды в этом году инспекторам приходилось стрелять по колёсам. В одном случае в автомобиле находился пьяный водитель, в другом – подозреваемый в совершении преступления. Оба вели себя на дороге неадекватно, представляли угрозу для других участников движения, на требования остановиться не реагировали.
– Можете описать общий портрет ишимского нарушителя?
– Пожалуй. Чаще всего это мужчина 28-35 лет, без определённого рода занятий, на автомобиле старше десяти лет.
– По данным МО МВД России "Ишимский", на территории обслуживания отдела в последнее время выросло число угонов. С чем это связано?
– Сложно сказать. Ишимские угонщики чаще всего совершают такого рода преступления, предварительно подкрепившись горячительными напитками, бывает, что в компании с самим автовладельцем. Хозяин уснул, у него забрали ключи и поехали – к девушкам, за добавкой и так далее. Есть те, кто берёт чужое авто и бросает, когда заканчивается бензин или надоедает кружить по дорогам. Некоторые делают это регулярно, предусмотренное законом наказание на них не действует. Лишь раз, прошлой зимой, имела место кража вазовской "семёрки", которую злоумышленники хотели распилить и сдать на цветмет. Но она, как и все угоны, совершённые в городе и районе, раскрыта.
– Всегда ли дисциплинированы пешеходы?
– В 2013 году зарегистрировано 28 ДТП с участием пешеходов, в том числе и по их вине, несколько человек погибло: это и всем известная авария на ул. Республики, когда под колёса пьяного водителя попали бабушка с внуком, переходившие дорогу в нескольких метрах от "зебры", и происшествие у села Равнец, где по своей вине погибла жительница Омской области.
Что же касается профилактики, то в отношении пешеходов в большинстве случаев ведётся предупредительная работа, штрафы – теперь они составляют 500 рублей – выписывают лишь тем, кто нарушил правила не первый раз за год. Хочется также отметить, что многие горожане, особенно люди старшего возраста и молодёжь с наушниками и мобильниками, часто ступают на переход, не убедившись в собственной безопасности. Да, водители обязаны их пропустить, иначе им грозит 1 500-тысячный штраф, но, опять же, есть такие водители, кто, невзирая на штрафы, за рулём разговаривает по телефону – они попросту могут не заметить пешехода, не успеют затормозить. Об этом тоже нужно помнить.
– Должностных лиц привлекаете к ответственности?
– В первую очередь работаем с пассажироперевозчиками и эксплуатационными предприятиями, отвечающими за качество дорог. Последним только с начала года выдано более 240 предписаний, к ответственности привлечено 52 должностных лица и 4 – юридических. Но здесь в первую очередь стараемся добиться взаимопонимания, для всех будет лучше, если предприятие потратит 300 тысяч на ремонт дорог, нежели отдаст их в виде штрафа за нарушения в госказну. Что же касается перевозчиков, то число ДТП с их участием по сравнению с 2012 годом увеличилось в 2 раза, но это, к счастью, аварии без пострадавших, только с механическим ущербом. А вообще перевозчики сами заинтересованы в безаварийных поездках: получить лицензию, выиграть тендеры на новый маршрут очень сложно, если в базе данных ГИБДД множество нарушений.
– А как обстоит ситуация с аварийностью на федеральной трассе?
– 13 жизней забрал наш отрезок федеральной трассы в текущем году, но там ситуация сложная на всей протяжённости автодороги. Самые нехорошие места, где смертность в ДТП и число аварий выше, – 281-283 и 305-308 километр (в районе села Боровое, если двигаться от "крестов" в сторону Борового, и если выезжать из города через Безруковский переезд в сторону Омска, в двух километрах от КПП). Об опасных местах мы стараемся извещать водителей – раздаём разработанные Госавтоинспекцией памятки. Надеемся, что вскоре их будут включать и в карты навигаторов так же, как посты ДПС и камеры, следящие за соблюдением скорости. Уже сейчас мы ежемесячно подаём информацию по очагам аварийности на федеральных автодорогах, дорогах областного значения в УГИБДД, а они размещают данную информацию в интернете.
Просьбы, жалобы, предложения…
– Ишимцы часто обращаются в ГИБДД с различными просьбами, предложениями?
– Бывает, что нас просят установить дополнительные знаки или организовать пешеходные переходы, запретить проезд или стоянку на определённых улицах. Все обращения рассматриваются потом в администрации города на комиссии по безопасности дорожного движения. Заступая на службу, сотрудники ДПС в первую очередь обследуют маршрут патрулирования – если где-то покосился знак или появилась выбоина, составляется соответствующая документация и направляется эксплуатационной организации для устранения нарушений.
– Мониторинг дорожных проблем в интернете проводите?
– Регулярно просматриваем сайты, различные форумы, чтобы знать, как люди отзываются о нашей работе, учитывать все плюсы и минусы. Большинство обращений стекаются на официальный сайт УГИБДД. Среди них бывают и жалобы граждан на неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел, иногда люди интересуются, как получить права, сдать экзамены. Все обращения в обязательном порядке рассматриваются, на каждое даётся письменный ответ.
– Данные с видеорегистраторов принимаете?
– Иногда видео с регистратора может помочь разрешить какую-то спорную ситуацию, но пока ишимцы предоставляют нам такие записи крайне редко. И, увы, имеют место факты, когда люди, видя, что нужна помощь, проезжают мимо, хотя могли бы остановиться или просто позвонить в полицию или скорую.
Ишим станет "Безопасным городом"
– В городе не первый месяц несут службу тюменские экипажи. Насколько эффективно такое сотрудничество? – Тюменские экипажи специального батальона полка ДПС несут службу не только в Ишиме, но и Тобольске, Голышманово и других населённых пунктах, и оказывают нам огромную профилактическую помощь, выявляя различного рода правонарушения. Так, например, недавно прошло мероприятие "Трасса": на федеральной автодороге велись комплексные проверки водителей на соблюдение режима труда и отдыха, на алкоголь, правила перевозки детей. Поддержку нам оказывает и Управление автодорог области. Благодаря их работе с применением комплексов видеофиксации скоростного режима за восемь месяцев в Ишиме и районе было выявлено более 15 000 превышений скоростного режима, более 11 000 граждан по данным фактам привлечены к административной ответственности. Причём Управление автодорог работает на основе наших указаний и анализа, то есть на самых опасных и загруженных транспортом участках. И такая работа будет продолжена.
– Самые опасные улицы в городе сегодня – это…
– Ещё в начале года у нас существовало шесть очагов аварийности, но благодаря огромной работе, проделанной комиссией по безопасности дорожного движения, их удалось локализовать. Главная дорожная проблема – путепровод. Как только будет сдан в эксплуатацию новый мост, сразу разрядится ситуация на ул. Артиллерийской, Республики и К. Маркса – в самых напряжённых местах. А в общем дорожная инфраструктура в городе улучшается с каждым годом, и, думаю, сегодня это видит каждый. – По улице Республики решение принято окончательно?
– На последней комиссии по безопасности дорожного движения данная разметка также обсуждалась. В настоящее время решается вопрос о разрешении поворота налево во въезд мясокомбината к мировому суду. Но всё это в тестовом варианте: если изменения ухудшат дорожную обстановку, мы вернёмся к первоначальному жёсткому варианту, то есть опять запретим повороты.
– Когда в Ишиме заработает система "Безопасный город"?
– Всё, что зависело от МО МВД России "Ишимский" в части подачи заявок на количество необходимой техники, задействованной в данной системе, по определению мест, где мы хотим видеть видеокамеры, уже сделано. Вероятно, уже в 2014 году начнётся работа по техническому оснащению. "Безопасный город" подразумевает установку на улицах города камер и специальных комплексов, которые будут фиксировать нарушения проезда пешеходных переходов, соблюдение скоростного режима, использование ремней, соблюдение правил перестроения и т. д. Также в Ишиме появятся комплексы визуального наблюдения, направленные на охрану общественного порядка. Сегодня камеры – важная часть профилактической работы, они очень дисциплинируют водителей, ведь получать "письма счастья" никто не хочет.
Юлия Кроо.

Юлия Кроо