26 сентября 2013, 08:35 юбилеи

Династия железнодорожников

Поделиться:

"Для меня никогда не стояло вопроса, куда пойти учиться или кем быть, – улыбается машинист Игорь Врачинский. – Ведь вся моя семья, так или иначе, связана с железной дорогой. Отец Владимир Бориславович с 1940 года был машинистом сначала на тепловозах, потом и на электровозах. Мама Людмила Дмитриевна трудилась экономистом и бухгалтером депо. Сейчас сестра Наталья работает здесь же главбухом участка, двоюродный брат Владимир – машинист, а супруга Татьяна – начальник вокзала ст. Ишим". По словам Игоря Владимировича, работа на железной дороге накладывает особый отпечаток на человека. Неважно, ведёшь ты грузовой состав или пассажирский, – это всегда огромная ответственность за тысячи тонн груза или сотни человеческих жизней. "Очень много зависит и от помощника машиниста, мне в этом плане очень повезло: Александр Борисович Викулов, с которым мы ездим в одной бригаде не первый год, – опытный и очень надёжный человек", – говорит Игорь Владимирович. Что же касается будущего железной дороги, то в семье Врачинских подрастает достойная смена. Годовалая Полина ещё ничего не может сказать о том, кем хочет стать, зато её старший брат Роман уже определился с приоритетами: будет либо пограничником, либо железнодорожником. Ну а четырёхлетний Игнат всегда ждёт папу с очередного рейса. И любимая игрушка у Игната, конечно же, паровозик.
В связи с появлением железной дороги Тюмень–Омск было образовано паровозное депо ст. Ишим. Первый поезд на станцию Ишим прибыл из Тюмени 1 октября 1913 г. Первоначально паровозное депо имело шесть ремонтных канав веерного типа. По длине они обеспечивали обслуживание паровозов серии "О", с ручным поворотным кругом. Приписной парк паровозных серий "О" и "А" составлял10-15 единиц. Весовая норма для грузовых поездов доходила до 600 тонн, для пассажирских – до 200. Техническая скорость грузового движения достигала 22 км/час, пассажирского – 30 км/час. Пробеги между промывочными ремонтами доходили до 6 000 км. Простой паровозов на промывочном ремонте составлял пять суток. Движение поездов осуществлялось на однопутном участке. Паровозные бригады водили поезда от станции Ишим до Называевской и от Ишима до Вагая. В тридцатые годы прошлого столетия депо оснастилось паровозами серии "Э". Сначала в пассажирское движение пришли паровозы серии "С", а в 1937 г. – "СУ". В 1956 г. для увеличения веса поезда и скорости движения была введена двойная тяга. Паровозные бригады повели поезда весом до 500 тонн, их техническая скорость составила более 35 км/час. Парк паровозов насчитывал 120 единиц, а контингент вырос до 200 человек. Большое развитие железнодорожный транспорт получил в 60-е годы XX века. На смену паровозам серии "СО" в депо пришли тепловозы серии "ТЭ-3". Все локомотивные и ремонтные бригады успешно прошли переквалификацию. С внедрением тепловозной тяги прошла реконструкция предприятия. В 1973 году для увеличения веса поездов и скорости движения принято решение о замене парка тепловозов "ТЭ-3" на более мощные тепловозы – серии 2ТЭ116 в грузовом движении и ТЭП-60 – в пассажирском. С внедрением этих тепловозов до 6 000 тонн увеличился вес поезда, до 50 км/час выросла техническая скорость, улучшились условия труда локомотивных бригад. В связи с электрификацией участка Вагай–Называевская в депо провели реконструкцию. На 20 метров был удлинён цех ТР-2, снесено административное здание, построены цеха ТР-1 и ТО-3 на 6 смотровых канав для ремонта электровозов. В 1984 г. депо перешло на электрическую тягу. Вес поезда возрос до 7 000 тонн, а плечи обслуживания увеличились до 290 км. В сентябре на станцию Ишим прибыл первый рабочий поезд на электровозе. Привели его передовые машинисты Г.И. Куликов, Е.Е. Верзилин и А.А. Гуркин.
В 2001 г. основное локомотивное депо было реорганизовано в пункт подмены локомотивных бригад, а затем – в эксплуатационное локомотивное депо Ишим. Сегодня производственная деятельность предприятия заключается в осуществлении эксплуатационной работы по перевозке пассажиров и грузов на участке Тюмень–Ишим. За высокие достижения в труде ряд работников локомотивного депо удостоен высокого звания "Почётный железнодорожник": машинисты-инструкторы Г.И. Буль, В.В. Коротаев, Н.В. Ле- даков, машинисты локомотива Ю.В. Сафронов, С.А. Шмаков. С 2011 г. локомотивные бригады эксплуатационного локомотивного депо Ишим освоили новые типы локомотивов для вождения пассажирского и грузового поездов. Сейчас они обслуживают участок Ишим–Тюмень для перевозки пассажиров и грузопотока по Свердловской магистрали. По итогам работы 2013 г. производительность труда составила 103,2 %, объём перевозимых грузов – 101,2 %. Назначено на должность машиниста электровоза пятнадцать сотрудников, в пассажирское движение "обкатано" пять человек. В результате тесного сотрудничества по подготовке кадров депо и Ишимского политехнического техникума обучено и принято на должность помощника машиниста электровоза 52 работника.
К юбилейному дню, посвящённому 100-летию локомотивного депо, коллективу присвоено третье место в отраслевом соревновании среди предприятий ОАО "РЖД". Мы всегда гордились нашими сотрудниками, а особенно ветеранами – их у нас свыше пятисот, – говорит начальник эксплуатационного локомотивного депо Александр Селюгин. – После войны у нас работали более двухсот фронтовиков, здесь трудились и известный в городе Герой Соцтруда Виктор Петухов, и машинист Иван Соколов, который первым повёл бронепоезд "Патриот", построенный здесь же. Долгие годы наше депо носило высокое звание "Предприятие коммунистического труда". По словам Александра Ивановича, сам он когда-то начинал работу помощником машиниста локомотива, теперь люди трудятся в других условиях. Новые локомотивы соответствуют не только всем требованиям охраны труда, но и экологическим нормам, начиная от современного бортового оборудования и заканчивая кондиционерами в кабинах машинистов. Для желающих работать здесь всегда готовы предоставить и места, и достойную заработную плату. Неслучайно в коллективе много молодёжи: почти 80 % работников депо младше 35 лет. И каждый из них уверен: железная дорога является одним из самых перспективных видов транспорта. – Мой отец Василий Лазаревич был дежурным по станции, всей семьёй мы жили на разъезде, и с раннего детства я видел только поезда, потому даже не думал, кем быть, – вспоминает председатель совета ветеранов депо, почётный железнодорожник Владимир Дегтярёв. – Окончил училище и двадцать лет водил составы. И до сих пор в строю, правда, уже в другом качестве. Как рассказывает Владимир Васильевич, в советские времена железнодорожники выполняли не только свои прямые обязанности, но брали на себя и так называемые соцобязательства: между сменами строили клуб, тротуары, облагораживали территорию. Многое из того, что было сделано, сохранилось до сих пор. – А у меня дед Иван Афанасьевич Панфилкин во время войны работал на "железке" котельщиком, мама была кочегаром, помощником машиниста – когда мужчин забрали на фронт, женщины вынуждены были взяться и за такие тяжёлые работы. Её шинель до сих пор хранится у нас в семье как память, – говорит машинист первого класса Евгений Кривых. Он тоже со школьной скамьи знал всё про свою будущую профессию. И даже в армии попал на службу в железнодорожную роту. – Конечно, наша работа на первый взгляд может показаться простой, на самом деле это не так. Бывают различные нештатные ситуации, когда ты не вправе думать только о себе, ведь за спиной двадцать вагонов с людьми – восемьсот жизней, каждая из которых бесценна. Так, например, в 2010 году был случай, когда я вёл поезд № 68 и на пути перед нами выскочил УАЗик, как позже выяснилось, с пьяной компанией. Выскочил и завис на рельсах. Пришлось применять экстренное торможение. К счастью, всё обошлось.
– У нас подрастает достойная смена, наша молодёжь, – добавляет машинист Александр Бохан. – Но времена сейчас непростые. Мой дед был дежурным по станции Скакуново, а мой сын уже разбирал этот вокзал, оказавшийся ненужным. Тем не менее, мы надеемся на хорошее будущее. 100 лет для депо, 135 лет для Свердловской железной дороги – целая эпоха. И пока желающих возить грузы или путешествовать на поездах меньше не становится, а значит впереди у нас ещё много лет успешной работы.
Владимир Мартынов,
зам. начальника эксплуатационного локомотивного депо ст. Ишим.

Юлия Кроо