В жизни сотрудников
Госавтоинспекции случается всякое: погони, хмельные лихачи, а также задержание опасных преступников и нарушителей общественного порядка. Как правило, дорожные полицейские первыми приходят на помощь, когда в мороз заглохла на пустынной трассе машина или у попавших в аварию людей счёт жизни идёт на минуты. Работа в ГИБДД – непростая и очень напряжённая. А потому стражи дорог так ценят честность, порядочность и хорошие отношения, а ещё – надёжное плечо товарища, который никогда не подведёт.
Экипаж машины боевой
Патрульный "Ford" Павла Сосновских и Дмитрия Мошкина в очередной раз выезжает на улицы города. В течение двенадцати часов они будут следить за порядком на ишимских магистралях, помогает им в этом видеорегистратор.
"Без этого чуда техники сейчас никак. Бывает, пьяный водитель начинает буянить или руки распускать или кто-нибудь пытается "оплатить штраф на месте". Только скажешь, что всё пишется на камеру, – враз все предложения отпадают", – рассказывает старший инспектор дорожно-патрульной службы, старший лейтенант полиции Павел Сосновских. В июле исполнится восемь лет с того дня, как Павел пришёл на работу в ГИБДД, у его напарника Дмитрия стаж поскромнее – четыре года. Оба с детства мечтали о службе в ГАИ, образцом для подражания были родственники: у Павла в "дорожной милиции" служил дядя, у Дмитрия – троюродный брат. Экипажем одной машины П. Сосновских и Д. Мошкин стали три года назад. "Очень важно, когда напарник не просто сослуживец, а друг и… практически брат, – серьёзно говорит Павел. – Я вижу его чаще, чем свою семью, и понимаю с полувзгляда. На нашей работе важно знать, что коллега прикроет тебя на опасном задержании, выручит в любой ситуации. В Дмитрии я уверен полностью".
О любимой жене и подрастающих детях, о счастливых днях отдыха с семьёй и редких поездках на рыбалку и охоту мы с Павлом говорим, объезжая вверенный ребятам участок (в этот раз они патрулируют центр города – от улицы Ленина до Серебрянки). Дмитрий всё больше молчит: он пока не женат, да и по натуре не слишком разговорчив.
Дорожные войны
"Наша цель – не наказать штрафами или лишением прав, а научить соблюдать правила дорожного движения, – объясняет Павел. – Если можно обойтись без административных взысканий и водитель понимает, что виноват, извиняется, стараемся обойтись предупреждением. Но, к сожалению, всё больше становится людей, которые хамят и всеми способами пытаются доказать нам, что мы не правы. Им скидок мы не делаем, как, впрочем, и пьяным, число которых, несмотря на ужесточение штрафов и прочих санкций, не уменьшается. Особенно буйно и некрасиво ведут себя нетрезвые девушки. Водителей в состоянии опьянения тормозим практически каждое дежурство.
– Как вы узнаёте, что водитель нетрезв, если он, например, едет ровно и ничего не нарушает?
– Их всегда видно, – улыбается Дмитрий. – Был случай, когда зимой в два часа ночи остановили "Ниву", а в ней и водитель, и пассажиры в чёрных очках. Зимой и ночью! В другой раз издали заприметили "Волгу": в 30-градусный мороз в ней были открыты все окна, пассажиры коллективно курили. Иногда водитель сам останавливается и пытается пересесть на заднее сиденье – вроде как за рулём был не он.
По словам Павла и Дмитрия, лучше всех соблюдают правила дорожного движения водители автобусов. Мало нареканий у ГИБДД и к таксистам (они тоже редко нарушают, да к тому же всегда согласны выступить понятыми). А вот к скутеристам и водителям маршруток претензий хватает: превышение скоростного режима, нарушение правил обгона, а у последних ещё и перегруз…
Говорят сотрудники автоинспекции и об общечеловеческих проблемах. "Сегодня люди, увидев ДТП, нередко останавливаются лишь для того, чтобы снять последствия аварии на телефон или камеру и выложить потом в интернет. О том, чтобы оказать помощь или хотя бы вызвать "скорую", они даже не задумываются. А ведь многих пострадавших можно спасти, если предпринять что-то сразу. Вот и получается, что настоящая жизнь иной раз куда жёстче, чем показывают в программе "Дорожные войны"", – делает вывод старлей Сосновских.
Непредсказуемые километры
Сотрудники ГИБДД никогда не знают, что ждёт их в день дежурства – дорога непредсказуема, но подготовка, в том числе и по оказанию медицинской помощи, у них серьёзная. К примеру, Павел уже дважды побывал на учёбе в п. Патрушево под Тюменью – осваивал курс реанимации в экстремальных условиях (в большинстве случаев именно машина ГИБДД первой приезжает на место аварии).
– Вам уже доводилось спасать чьи-то жизни?
– Мы бы не говорили такое громкое слово – "спасать". Увидев чужую беду, любой человек должен остановиться и постараться хоть как-то помочь, – отвечает Павел. – Помню, перед Новым годом дежурили на трассе и "двенашка" залетела под огромную фуру. Водитель "Лады" был жив, но достать его из искорежённой машины мы не могли – у парня многочисленные переломы, да и специального инструмента, чтобы разрезать металл, у нас нет. Что делать? Чтобы он не отключался, оставался в сознании до приезда "скорой", мы с ним разговаривали. Он рассказал, что возвращался с работы в родной Омск, вёз подарки для маленькой дочки, очень спешил… Дорога не прощает спешки и невнимательности – забывать об этом нельзя. Паренёк тот, кстати, остался жив.
– Бывают и другие случаи. Не так давно одному из экипажей пришлось применять физическую силу и даже стрелять по колёсам: преступники, угрожая ножом, забрали у таксиста автомобиль и пытались скрыться. Но оружие мы используем крайне редко, только если автомобиль нарушителей представляет реальную опасность для окружающих. По каждому такому случаю в нашем ведомстве и Следственном комитете проводятся соответствующие проверки, – добавляет лейтенант Мошкин.
– А вообще сотрудник ГИБДД не только следит за порядком на дороге. Помимо этого мы занимаемся профилактикой правонарушений, охраной общественного порядка. Если едем мимо и видим, как хулиганы бьют стёкла или пытаются что-то украсть, принимаем соответствующие меры. Иногда приходится разбираться в семейных скандалах, если наш экипаж оказывается ближе других к месту, откуда набирали "02". Для этого у нас есть законные основания – мы же полицейские. Правда, люди не всегда это понимают, пытаются указать нам, что мы можем делать, а что нет, – вздыхает Павел. – Иногда психологически бывает очень тяжело. Но в нашей работе есть и плюсы. Например, недавно автопарк практически полностью сменили (вместо стареньких отечественных "семёрок" теперь в ГИБДД "Приоры" и "Форды"), зарплату подняли. Главное же – любить дело, которым занимаешься, понимать, для чего ты должен стоять на дороге в будни и праздники, в жару и холод.
О лихачах и штрафах
– Самая главная беда на наших дорогах – это скорость, – убеждён Павел. Вместе с Дмитрием он достаёт из багажника и устанавливает на обочине переносной комплекс фотовидеофиксации "Арена КП". Камеру направляют попутно потоку движения и отъезжают почти на квартал. Теперь сигналы о том, что кто-то превышает скоростной режим, будет подавать ноутбук. Он же покажет фотографию автомобиля-нарушителя, его номера и скорость на данном участке дороги. Инспектору остаётся остановить "гонщика" и продемонстрировать фотодоказательства.
Первый нарушитель появляется примерно через минуту после включения компьютера. Белый Fiat едет со скоростью 62 километра в час при допустимой в 40 км. Водитель обречённо кивает головой: он и сам знает, что виноват. Следом за ним сотрудники ГИБДД тормозят Matiz, Nissan, Land Cruser, старенькую "Волгу" и КамАЗ. У всех находятся свои причины для спешки: кто-то опаздывает в суд, кто-то – в больницу, другой торопится опломбировать газовый счётчик, ещё у одного застывает в кузове строительный раствор. Большую часть водителей, среди которых немало девушек, если превышение небольшое и нарушений в этом году не было (данные по базе проверяются тут же), стражи порядка отпускают с миром – дело обходится предупреждением. Остальные терпеливо ждут, пока им выпишут штраф в 300 рублей. За полчаса набирается с десяток составленных протоколов. И это – тоже профилактика. Если из десяти оштрафованных ишимцев кто-то задумается о последствиях гонок по городским улицам и будет почаще смотреть на стрелку спидометра – уже хорошо.
Опасные улицы
Дорожно-транспортная обстановка в Ишиме и шести близлежащих районах, входящих в зону обслуживания Ишимского отдела, довольно напряжённая. По словам начальника ОГИДД МО МВД России "Ишимский", подполковника полиции А.П. Карюгина, за пять месяцев 2013 года количество аварий с пострадавшими по сравнению с прошлым годом увеличилось с 68 до 88. В них погибло 15 (за аналогичный период прошлого года – 7), ранено 103 человека (в 2012-м – 74). Из этого числа 66 ДТП с 10 погибшими и 73 ранеными произошло в Ишиме и Ишимском районе. Это очень серьёзные цифры. Кроме того, зарегистрировано 1 150 аварий с материальным ущербом, выявлено 14 371 нарушение правил дорожного движения, задержано 702 нетрезвых водителя.
С каждым годом количество автотранспорта, зарегистрированного на душу населения, увеличивается, на дорогах становится больше очагов аварийности. В Ишиме на 1 июня их насчитывалось шесть: пересечение улиц Малая Садовая – Луначарского, Интернациональная – 8 Марта, Артиллерийская – Малая Садовая, Малая Садовая – Суворова, а также участки у дома № 20 по улице Иркутской и у домов №№ 80–82 по улице К. Маркса.
Чтобы изменить ситуацию с аварийностью, сотрудники ГИБДД, представители городской администрации и других заинтересованных организаций регулярно проводят заседания комиссии по безопасности дорожного движения. Итогом таких встреч становятся изменения режимов работы светофоров или направлений движения на ишимских улицах, новые знаки и разметка. К примеру, после июньского заседания комиссии по БДД на улице Республики, где в прошлом году зарегистрировано более 180 дорожно-транспортных происшествий, были созданы искусственные неровности. С момента их укладки серьёзных ДТП здесь не случалось, не пострадал ни один человек.
– Аварии с самыми тяжкими последствиями у нас происходят на 281, 283, 306 и 308 километрах федеральной трассы, – отмечает Андрей Петрович. – В связи с этим мы внесли в Федеральное управление автодорог свои предложения по изменению сложившейся ситуации. Другая головная боль – владельцы скутеров и мопедов. С их участием только за май и июнь зарегистрировано 35 аварий, в 20 случаях – с пострадавшими. Причём в девяноста процентах этих происшествий именно водители скутеров стали виновниками случившегося.
Накануне праздника
С начальником Госавтоинспекции и его коллегами мы встретились накануне праздника: 3 июля исполнится 77 лет со дня создания Государственной автомобильной инспекции. Правда, настроение у полицейских было рабочим, и говорили они больше о том, что предстоит сделать в ближайшее время, чтобы ишимские дороги стали безопаснее.
– Пользуясь случаем, благодарю за службу всех сотрудников нашей Госавтоинспекции, – сказал подполковник Андрей Карюгин. – Особые слова признательности – нашим ветеранам: Виктору Бочковскому, Владимиру Юнгу, Николаю Халенкову и многим, многим другим. Они до сих пор оказывают нам посильную помощь и передают опыт новому поколению. Всем, кто когда-то служил и сегодня служит в ГИБДД, я искренне желаю счастья, здоровья, семейного благополучия, и, конечно, поменьше происшествий и тревожных ночных дежурств, а также удачи на дорогах.
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.
Юлия Кроо