Чтобы каждый ребёнок был успешным

Поделиться:

В средней школе № 4 г. Ишима появились новые возможности для развития инклюзивного образования.
Наверное, в каждом школьном коллективе есть дети, не похожие на других в силу физиологических особенностей, например, с нарушениями речи. Порой это становится причиной насмешек со стороны одноклассников – что поделаешь, дети и подростки могут быть жестокими и нетерпимыми. Стоит родителям и педагогам не отреагировать вовремя, не заняться коррекцией, и безобидный недостаток (заикание, картавость или шепелявость) отразится на психике ребенка: он станет замкнутым и неуверенным, или наоборот, вспыльчивым и агрессивным. Помочь детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями адаптироваться в обществе призвано инклюзивное образование, в основе которого лежат принципы уникальности, индивидуальности каждого ребёнка и создание равных образовательных возможностей для всех. В школах Тюменской области данные принципы и методы активно используются на практике.
На днях в средней школе № 4 г. Ишима открылся кабинет психолого-педагогической разгрузки, пока что единственный в городе. Больше похожий не на учебный класс, а на игровую комнату кабинет делится на две зоны: логопедии и психологической реабилитации. Коррекцией речи с детьми занимается логопед Марина Орлова. Для этого здесь установлены специальные программно-аппаратные комплексы. Звукоусиливающий аппарат "Глобус" служит для звукотактильного восприятия и используется для занятий по развитию речи у слабослышащих и глухих детей, он передаёт звуковые сигналы через осязательные ощущения. В аппарате "Монолог" объединены четыре устройства: звукоусиливающее, корректофон, эхо, метроном. С его помощью осуществляется комплексная реабилитация детей с любыми нарушениями речи и различными формами заикания.
Яркое необычное оборудование, предназначенное для занятий с психологом, тоже скорее напоминает игрушки, однако все аппараты носят серьёзные научные названия. Например, интерактивная воздушно-пузырьковая трубка, по которой циркулируют подсвеченные пузырьки, её можно использовать для релаксации, зрительной, тактильной и слуховой стимуляции. Или фиброоптический душ – шатёр из светящихся нитей, который идеально подходит для "сказкотерапии".
Наибольшую любовь маленьких посетителей кабинета завоевал интерактивный сухой бассейн. Нырять в мягкие пластмассовые шарики даже интереснее, чем в воду, они позволяют принимать телу любую позу, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, оказывают массажный эффект.
Занятия на тактильных комплексах, по которым ребята ходят, сняв обувь, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют профилактике плоскостопия, развивают вестибулярный аппарат и координацию движений.
Световой стол для рисования песком используется для игровой терапии и развития творческих способностей ребёнка. Снизу поверхность стола подсвечивается, и нарисованные ребятами картины "оживают". В школе разработана специальная программа занятий с детьми "Чудеса на песке". Кроме того, в кабинете есть световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями (для коррекции нарушений зрения), акустическое настенное тактильное панно (развивает мелкую моторику), двусторонняя тактильная панель "Ёлочка". Как отметил директор учреждения Борис Долженко, кабинет психолого-педагогической разгрузки предназначен для работы с учениками 1-4 классов и детьми из подготовительных групп. Необходимость в этом есть: мониторинг психологического здоровья детей показал, что у 34 учеников младших классов наблюдаются дефекты речи, у 48 детей – плоскостопие, у 35 – нарушение осанки и у одного ребёнка – нарушение слуха. Программа психологической помощи "Я всё смогу, я всё сумею", реализуемая в школе, призвана справиться с такими проблемами как синдром дефицита внимания, гиперактивность, агрессивность, замкнутость, пассивность и направлена на формирование эмоциональной устойчивости и положительной самооценки детей. Первыми итогами работы кабинета педагоги СОШ № 4 поделятся с коллегами из ишимских школ в преддверии нового учебного года в ходе августовской педагогической конференции.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия Баранова.

Марина Сергеева