Архивные выписки Фёдора Пашкова

Поделиться:

В музее Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова хранится интересный экспонат. Это два больших тома самодельной, отпечатанной на машинке книги Фёдора Максимовича Пашкова "Коркина слобода. Ишим". Поистине титанический труд – посетив несколько библиотек и архивов столицы, с помощью только авторучки он сделал копии ценнейших документов и выписал информацию, касающуюся Ишима, Коркиной слободы и других населённых пунктов уезда. В сборнике более четырёхсот страниц материалов "возрастом" с середины XVIII века до 1920 года. Это итог более чем десятилетней работы опытного, азартного, бескорыстного исследователя.
Фёдор Максимович родился в деревне Голдобино Ишимского района, воспитывался в Ишимском детском доме, окончил с похвальной грамотой Ишимское железнодорожное училище № 2. Живёт в городе Железнодорожный недалеко от Москвы. Недавно отпраздновал 85-летие. Познакомиться с его биографией можно в пятом выпуске альманаха "Коркина слобода".
Интересные краеведческие материалы Пашкова не раз публиковались в странице "Собор", его статьи можно найти в сборнике "Ишим далёкий – близкий" и в альманахе "Коркина слобода". Сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшую подборку архивных выписок Фёдора Максимовича из издания "Тобольские губернские ведомости". Алексей Мельничук, студент ИГПИ им. П.П. Ершова.

23 мая 1870 г.:
"Из Ишима пишут в "Сын Отечества", что небольшой кружок читающих людей решился положить основание общественной библиотеке. С этой целью устроена подписка, собираются деньги и книги для будущей библиотеки. Это предприятие с сочувствием встречено ишимцами. Библиотека будет состоять из двух отделений: светского и духовного. Последнее учреждено преимущественно с той целью, чтобы привлечь к чтению сельских священников Ишимского округа".
24 октября 1859 г.:
Публикуется статья о возможности открытия в Тобольской губернии стеаринового завода. Неизвестный автор пишет о богатствах нашего края (лес, пушнина, рыба, продукция животноводства), которые используются нерационально, "а мы, обладатели этих богатств, по-прежнему ходим в худых шинелях, носим гнилые сапоги, жжём сальные свечи и т. д., а если захотим немного покомфортнее устроить свою жизнь, то и должны за изделия из нашего же материала платить вчетверо и часто покупать залежавшуюся дрянь, которая в других местах и с рук не идёт. (…) Не в первый раз поднимается вопрос о стеариновом производстве. Из 26 стеариновых заводов в России более половины в Москве и Санкт-Петербурге". Далее автор статьи делает вывод, что сало, например, с Никольской ярмарки везут в Санкт-Петербург, а можно было бы организовать его переработку на месте. "Если исходить из наличия материала и удобства сбыта, то без сомнения Ишим самый выгодный для этого пункт".
17 сентября 1866 г., автор А. Павлов:
"Кажется, ещё никто не сообщал в Тобольских губернских ведомостях, что в г. Ишиме против собора положено основание сада на сумму добровольных пожертвований. Достаточное пространство земли обнесено решёткою, посреди выстроена беседка, а по левую сторону от входа плац для игры в кегли. Так как невозможно, чтоб в одно лето выросли деревья, то 26 августа по случаю коронования их императорских величеств были срублены в лесу в достаточном количестве берёзы, которые были размещены по предполагаемому саду. Таким образом, 26 августа была уже не одна загородка, а целый сад.
Вечером того числа сад был иллюминирован достаточно для уездного городка. Против сада на другой стороне реки Ишима горели смоляные бочки, было пущено несколько ракет. На обеих площадях были сделаны из плошек огромной величины "А".
Открытие сада происходило следующим образом. Сначала у дверей сада соборными певчими был пропет народный гимн "Боже, царя храни". Затем публика восторженно прокричала "Ура!". Двери отворились, и толпа рассыпалась по всему саду. В некоторых местах составились хоры и долго были слышны наши русские песни". 17 октября 1870 г., заметка "Механик-самоучка":
"Месяц тому назад в Петербург прибыл по приглашению Главного артиллерийского управления крестьянин (из переселенцев) Тобольской губернии Ишимского округа Боровской волости, заявивший себя на поприще усовершенствования артиллерийской техники. Этот самоучка-механик уже несколько лет трудится над самостоятельным изобретением скорострельного орудия!
Фёдор Галкин живёт в Сибири и, будучи земледельцем, в свободные минуты занимался мелким часовым мастерством, поправляя испорченные стенные часы и, конечно, не имея в этом деле большой практики. В 1867 году он выдумал устроить такое огнестрельное орудие, которое бы делало наиболее возможное число выстрелов при помощи механических приспособлений.
Достигнув этого после тяжкого труда и посильных пожертвований, он представил модель своего изобретения местному начальству. Модель эта обратила на себя внимание. Таким образом Галкин представил три модели орудия одну за другою с последовательными улучшениями.
Не касаясь оценки изобретения нашего нового самоучки, (…) мы не можем не порадоваться этому новому явлению из мира "подспудных сил".
Если бы даже изобретение Галкина не отвечало своей цели, то нельзя сомневаться, что подобная личность, несмотря на свой уже почтенный возраст (57 лет), при известных условиях может принести пользу на поприще технической деятельности".
31 октября 1870 г.:
Ишим. 12 сентября, по словам корреспондента "Биржевых ведомостей", здесь было замечено продолжительнейшее и красивое северное сияние. До того времени погода стояла пасмурная и холодная. 12-го же числа небо прояснилось и с наступлением темноты покрылось звёздами. Слегка морозило. В половине девятого часа показалось северное сияние, продолжавшееся около двух часов. Северное сияние началось справа от Большой Медведицы красным пятном, вроде пожарного зарева. Потом через созвездие прошли две светло-розовые полосы, которые обратились в пурпурный цвет и слились. Справа от созвездия Ушиное гнездо небо сильно покраснело. Затем северный горизонт покрылся светло-розовыми лучами, переходящими в радужные цвета. Наконец горизонт сделался пурпурным. Местами мелькали так называемые падающие звёзды. На улицах появился народ. Через час от начала северного сияния оно справа от Большой Медведицы стало бледнеть, в то же время уничтожилось и у Ушиного гнезда. Потом, как нужно полагать, через созвездие Гончих Псов поднялся широкий луч. Последовали изменения до пурпурного цвета. Северное сияние ещё продолжалось с полчаса. (Примечание. Правильное название созвездия Ушиное гнездо – Утиное гнездо. Древнерусский миф повествует, что по Молочной реке плавала уточка Мокошь. На берегу она сделала себе гнездо и отложила в нём семь яиц. Так получилось из семи звёзд созвездие Утиное гнездо. Сейчас оно называется Плеяды.)
11 июня 1892 г.:
В Ишиме устроены две столовые: одна местным обществом попечения о бедных на 400 чел., другая – окружным попечительством на 600 чел. Обеды выдавались даром по удостоверениям о бедности членов окружного попечительства. В среднем обед обходится в 5 ½ коп.
11 августа 1893 г.
"Наше село лежит на сухопутном тракте движения переселенцев и арестантов в 100 верстах от г. Ишима. Есть врачебно-питательный пункт. Из Тюмени переселенцы большею частью отправляются на собственных лошадях, на покупку которых бедным выдаётся пособие. За сутки они проезжают вёрст 50. В Тюмени больным и бедным выдаются квитки, по которым в столовой Усть-Ламенки выдаются порции: полфунта мяса и фунт хлеба, на детей до 10 лет – половина этого количества, до 3-х лет – кружка молока и полфунта хлеба.
До 25 июля кормилось у нас всего 7 194 взрослых и 1 643 малолетних. На содержание столовой ассигновано по 450 руб. в месяц из средств Особого комитета наследника цесаревича. Больница состоит из двух бараков, в которой может поместиться до 40 чел. больных, и аптеки. При больнице две фельдшерицы, работающие под руководством двух врачей (студентов)".
8 марта 1895 г.:
Ишимский попечительский комитет о бедных открыл свои действия 3 августа 1892 года. Сначала была снята квартира для помещения приюта, а впоследствии приобретён дом с необходимыми пристройками, стоимостью 614 руб. 79 коп. Через приют прошло 52 детей, что составило 6 542 человекодня. Большая часть призреваемых детей – это дети арестантов, содержащихся в Ишимском тюремном замке. Вторая цель общества – вообще посильная помощь нуждающимся. При комитете была открыта швейная мастерская для заработка бедным. Для продажи строительных предметов открыта лавка-балаган на базаре. Выполнялись заказы для Ишимского, Усть-Ламенского и Камышенского переселенческих пунктов. Членов комитета – 81, из них четыре почётных: князь Голицын, губернатор Богданович, а также Сибиряков, Бончковский. Число переселенцев, столовавшихся в Ишиме – 10 571 чел. по 8,22 коп. в день, в Усть-Ламенском – 8 454 чел. по 9,12 коп. Средства поступали от Красного Креста, лотерей, членских взносов, пожертвований и т. д.
3 октября 1906 г.:
Из постановления городской Думы "Об извозном промысле в г. Ишиме": 1. Желающие должны взять в городской управе номер по удостоверению полиции о благонадёжности и праве езды. 2. Лошади, экипажи и сбруя должны быть исправными, а сами извозчики в приличной одежде, не рваной и не трёпаной.
3. Обязаны стоять на отведённом управой месте, пассажирам экипажи подавать по очереди, а не в перегонки. 4. Вести себя скромно и трезво, от лошади не уходить, не преследовать обывателей назойливыми предложениями.
5. С пассажирами обращаться вежливо.
6. При пожарах оказывать помощь и по требованию полиции довезти чинов до места происшествия или догнать грабителя в районе города.
7. На бирже (месте стоянки) избирается староста для наблюдения за порядком. 8. Извозчики, нарушившие это правило, устраняются от легковой езды по распоряжению полиции.

Геннадий Крамор