Судьба человека

Поделиться:

Военная судьба Анатолия Завьялова трагична: в первые же дни войны он попал в плен, прошёл все круги ада… Сейчас ветерану 93 года, преклонный возраст, ранение дают о себе знать – он почти не встаёт.
Анатолий Гурьянович родился в д. Березняки Кировской области. Здесь прошли его детство, юность, отсюда в 1940 году он был призван на службу в белорусский город Белосток. Полк дислоцировался в непосредственной близости от границы и в нескольких километрах от Бреста. С первых дней службы Анатолия Гурьяновича как артиллериста не раз командировали в Финляндию для вывоза оттуда пушек. В мае 1941 года он окончил курсы радистов-морзистов и его назначили командиром отделения связи. До сих пор до мельчайших деталей А.Г. Завьялов помнит начало войны.
– 22 июня был выходной день, – рассказывает ветеран, – в это время подъём у нас был чуть позже, поэтому в четыре утра мы ещё спали. Сон нарушили оглушительные взрывы, звон выбитых стёкол и рёв сирены. Что это – учения или война? Ничего не понимая, мы схватили оружие и повыскакивали на улицу в нижнем белье. Огонь артиллерии, бомбёжки не прекращались ни на минуту. Сколько людей погибло в первые часы войны – и не счесть! А дать отпор врагу было попросту нечем: две пушки и два танка разбили самолёты, мы остались с винтовками и одной пушкой.
К обеду 27 июня наша 10-я армия получила приказ об отступлении к старой границе (которая находилась в районе Минска). Мы уже все понимали, что находимся в окружении и надо пробиваться на восток. В спешке загружали эшелоны, эвакуировали раненых, семьи офицеров. В дневное время поезд не мог идти – налёты авиации не прекращались ни на минуту. И только когда темнело, мы начинали движение в тыл. Так мне вместе с остатками армии удалось добраться до Могилёвской области. На станции Зельвянка эшелон окончательно разбомбили. Я же, раненый, измождённый, сумел дойти до Барановичей, где и попал в плен… – Привезли меня в тюрьму г. Барановичи, – вспоминает А.Г. Завьялов. – Там было столько наших пленных, что негде было даже лечь. Все дни, что мы находились в тюрьме, нас не кормили и только изредка давали воду. 16 июля 1941 года всех погрузили в эшелоны и отправили в Германию в лагерь, где в основном находились русские. Затем из лагеря отобрали 800 человек (в том числе меня) и заставили копать траншеи на Дрезденском аэродроме. Ослабленный огромными физическими нагрузками и плохим питанием, я заболел тифом. Чудом выжив, работал у бауэра, потом – в каменных рудниках, на шахте, военном заводе. В конце апреля 1945 года нас освободили из плена американцы. После проверки в особом отделе мне предстояла служба на Дальнем Востоке, но не успели туда отправить – Япония капитулировала. После войны мы, бывшие военнопленные, работали на шахтах. Домой А.Г. Завьялов вернулся лишь в 1948 году. В родной деревне устроился в колхоз на трактор, женился, а в 1955 году переехал в Ишимский район. Трудился в д. Малиновка механизатором, затем перешёл в Плешковскую машинно-тракторную станцию, потом в Ишимское дорожно-строительное управление, на пенсию ушёл из строительной передвижной механизированной колонны.
У ветерана войны и труда Анатолия Гурьяновича сорок лет трудового стажа. Он награждён орденом Великой Отечественной войны, юбилейными медалями. Есть у него награды и благодарности от правительства Белоруссии. Сейчас А.Г. Завьялов живёт в приёмной семье в п. Октябрьский.
Ирина КОРШУКОВА

Ирина Коршукова